Preview

ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЛАГОПОЛУЧНЫХ ШКОЛЬНИКОВ

https://doi.org/10.26170/po19-03-10

Полный текст:

Аннотация

В данной статье рассматриваются основные теоретические аспекты проблемы самооценки подростков, обладающих высоким или низким уровнем психологического благополучия, которая может способствовать выявлению эффективных позитивных копинг-механизмов для совладания школьником с различными повседневными и учебными проблемными ситуациями. Авторы на основе теоретического анализа предположили, что школьники с высокими показателями психологического благополучия имеют значимые различия в некоторых аспектах самооценки по сравнению с их сверстниками, демонстрирующими низкий уровень психологического благополучия. В ходе исследования было выявлено, что подростки с низким психологическим благополучием чаще имеют тенденцию к занижению самооценки, которая существенно влияет на их счастье и удовлетворенность жизнью. Также можно установить, что уверенность в обладании достоинствами позволяет подростку оптимистично оценивать жизненные события, так как он считает, что если он является хорошим человеком, то окружающие его не могут воспринимать иначе. Подростки, более уверенные в своей способности влиять на поведение сверстников, более склонны рассматривать школу как социальный институт, способствующий формированию позитивной социально-психологической адаптации личности.Подростки с высокими показателями самоуверенности являются социально доминирующими, мотивированными на достижение социального статуса и лидерских позиций.В заключение авторы делают выводы, что высокая самооценка является важным предиктором психологического благополучия школьников. Также авторы пришли к заключению, что наиболее значимыми предикторами психологического благополучия являются такие аспекты общей самооценки, как авторитет у сверстников, умелые руки и уверенность в себе. Важным выводом является свидетельство того, что самооценка внешности и интеллекта не связана с повышением психологического благополучия.

Об авторах

С. А. Водяха
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Ю. Е. Водяха
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Водяха С. А., Водяха Ю. Е., Мирзамамедова Г. Ф. Особенности самоотношения высокоагрессивных студентов // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 11. - С. 153-157.

2. Amato P. R. Father-child relations, motherchild relations, and offspring psychological wellbeing in early adulthood // Journal of Marriage and Family. - 1994. - № 56. - Р. 1031-1042.

3. Baumrind D. Patterns of parental authority and adolescent autonomy // New Directions for Child and Adolescent Development. - 2005. - № 108. - Р. 61-69.

4. Bourke R. Gender differences in personality among adolescents // Psychology, Evaluation & Gender. - 2002. - № 4. - Р. 31-41.

5. Eskin M. Self-reported assertiveness in Swedish and Turkish adolescents: A cross-cultural comparison // Scandinavian Journal of Psychology. - 2003. - № 44. - Р. 7-12.

6. Flouri E. & Buchanan A. The role of father involvement and mother involvement in adolescents’ psychological well-being // British Journal of Social Work. - 2003. - № 33. - Р. 399-406.

7. Fonagy P. & Target M. Early intervention and the development of selfregulation // Psychoanalytic Quarterly. - 2002. - № 22. - Р. 307-335.

8. Gibson D. M. & Jefferson R. N. The effect of perceived parental involvement and the use of growth-fostering relationships on self-concept in adolescents participating in GEAR UP // Adolescence. - 2006. - № 41. - Р. 111-125.

9. Harris A. & Goodall J. Do parents know they matter? Engaging all parents in learning // Educational Research. - 2008. - № 50. - Р. 277-289.

10. Inglés C. J., Hidalgo M. D. & Méndez F. X. Interpersonal difficulties in adolescence: A new self-report measure // European Journal of Psychological Assessment. - 2005. - № 1. - Р. 11-22.

11. Jennings J., Pearson G. & Harris M. Implementing and maintaining school-based mental health services in a large, urban school district // The Journal of School Health. - 2000. - № 70. - Р. 201-205.

12. Karagözog˘lu S., Kahve E., Koç Ö. & Adamis¸og˘lu D. Self-esteem and assertiveness of final year Turkish university students // Nurse Education Today. - 2008. - № 28. - Р. 641-649.

13. King R. B. Sense of relatedness boosts engagement, achievement, and well-being: A latent growth model study // Contemporary Educational Psychology. - 2015. - № 42. - Р. 26-38.

14. Lyubomirsky S. The myths of happiness (X, Trans.). - Tel Aviv, 2015.

15. Pallini S., Baiocco R., Schneider B. H., Madigan S., Atkinson L. Early child-parent attachment and peer relations: A meta-analysis of recent research // Journal of Family Psychology. - 2014. - № 1. - Р. 118-123.

16. Riggio R. E., Throckmorton B. & DePaola S. Social skills and self-esteem // Personality and Individual Differences. - 1990. - № 11. - Р. 799-804.

17. Rueda M. R., Posner M. I., Rothbart M. K. & Davis-Stober C. P. Development of the time course for processing conflict: An event-related potentials study with 4 year olds and adults // BMC Neuroscience. - 2004. - № 5. - Р. 39-52.

18. Tangney J. P., Baumeister R. F. & Boone A. L. High self-control predicts good adjustment, less pathology, better grades, and interpersonal success // Journal of Personality. - 2004. - № 72. - Р. 271-324.

19. Taylor C. A., Liang B., Tracy A. J., Williams L. M. & Seigle P. Gender differences in middle school adjustment, physical fighting, and social skills: Evaluation of a social competency program // The Journal of Primary Prevention. - 2002. - № 23. - Р. 259-272.

20. Taylor L. & Adelman H. S. Connecting schools, families, and communities // Professional School Counseling. - 2000. - № 3. - Р. 298-308.

21. Whitmore K. F. & Norton-Meier L. A. Pearl and Ronda: Revaluing mothers’ literate lives to imagine new relationships between homes and elementary schools // Journal of Adolescent and Adult Literacy. - 2008. - № 51. - Р. 450-461.

22. Wilkinson R. B. The role of parental and peer attachment in the psychological health and self-esteem of adolescents // Journal of Youth and Adolescence. - 2004. - № 33. - Р. 479-493.


Для цитирования:


Водяха С.А., Водяха Ю.Е. ОСОБЕННОСТИ САМООЦЕНКИ ПСИХОЛОГИЧЕСКИ БЛАГОПОЛУЧНЫХ ШКОЛЬНИКОВ. Педагогическое образование в России. 2019;(3):68-73. https://doi.org/10.26170/po19-03-10

For citation:


., . FEATURES OF SCHOOLCHILDRENS SELF-ESTEEM WITH PSYCHOLOGICAL WELL-BEING. Pedagogical Education in Russia. 2019;(3):68-73. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-03-10

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)