Preview

ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ХОРОМ

https://doi.org/10.26170/po19-03-06

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы дирижерской подготовки обучающихся на профиле «Музыкальное образование» бакалавриата в педагогическом вузе. Анализируются возможности диагностики уровня дирижерских умений на начальном этапе обучения в педагогическом университете у будущих учителей музыки. Рассмотрена структура подготовки будущих учителей музыки к хормейстерской и дирижерской работе, раскрываются возможности применения практических навыков руководства хоровым исполнением. В статье представлена процедура диагностирования навыков практической работы с хором обучающихся для получения объективных данных об их развитии в течение начального этапа (первого семестра) профессиональной подготовки в хоре педагогического университета. Данная диагностика дает возможность педагогу проектировать дальнейшую профессиональную работу со студентами в хоровом коллективе. Диагностика позволяет выявить наиболее существенные недостатки практической работы с хором обучающихся и выбрать способы их устранения на занятиях. В статье раскрыты критерии диагностики, которые отражают два основных признака готовности к практической работе с хором: а) владение самого обучающегося навыками пения в хоровом коллективе (хоровой ансамбль, хоровой строй, тембральная манера звукообразования); б) владение обучающегося навыками управления хоровым коллективом (темпо-ритм, динамика, звуковедение, переданные в рабочем дирижерском жесте). Выделяются три уровня сформированности навыков готовности обучающихся к практической работе с хором - ознакомительный, пороговый, продвинутый. Приводятся результаты начальной и итоговой диагностики, полученные в процессе реализации диагностической процедуры у будущих учителей музыки на занятиях женского хора первого курса профиля «Музыкальное образование» института музыкального и художественного образования Уральского государственного педагогического университета в течение первого семестра обучения. Представленная диагностика может быть использована педагогами, ведущими дисциплину «Хоровой класс» в различных образовательных учреждениях, осуществляющих подготовку учителей музыки в общеобразовательной школе.

Об авторе

А. Н. Соколов
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Ануфриева Э. Б. Развитие творческой активности студентов-бакалавров на занятиях по хоровому дирижированию // Проблемы современного музыкального образования: бакалавриат, общее и дополнительное образование детей и юношества : всероссийский (с междунар. участием) сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. К. П. Матвеева. - Екатеринбург, 2017. - С. 9-17.

2. Ануфриева Э. Б., Пичугина Л Н. Начальный этап обучения хоровому дирижированию : учеб. пособие / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2012. - 114 с.

3. Аранбицкий А. Г. Певческие манеры в воспитании вокально-хоровой культуры бакалавров музыкального образования // Проблемы современного музыкального образования: бакалавриат, общее и дополнительное образование детей и юношества : всерос. (с междунар. участием) сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. К. П. Матвеева. - Екатеринбург, 2017. - С. 18-27.

4. Аранбицкий А. Г. Самостоятельная работа студентов-бакалавров педагогического вуза по дисциплине «Хоровой класс и практическая работа с хором» // Дирижерско-хоровая и методическая подготовка студентов-бакалавров профиля «Музыкальное образование» в педагогическом вузе : сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. К. П. Матвеева. - Екатеринбург, 2017. - С. 16-23.

5. Аранбицкий А. Г. Пути преодоления сценического волнения в процессе дирижерской исполнительской деятельности у студентов-бакалавров в сфере музыкального образования // Проблемы современного музыкального образования: бакалавриат, общее и дополнительное образование детей и юношества : регион. сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Л. В. Матвеева. - Екатеринбург, 2018. - С. 9-15.

6. Горская И. Ю. Педагогические условия становления оценочных суждений учителя музыки в процессе хормейстерской подготовки : монография / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2008. - 106 с.

7. Дмитревский Г. А. Хороведение и управление хором. Элементарный курс : учеб. пособие. - СПб. : Лань ; М. : Планета музыки, 2007. - 112 с.

8. Живов В. Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : ВЛАДОС, 2003. - 272 с.

9. Матвеева К. П. Содержание дирижерской подготовки студентов педагогического вуза по магистерской программе «Музыкальное искусство» // Казанская наука. - 2015. - № 5. - С. 157-159.

10. Матвеева К. П. Поэтапная дирижерская подготовка обучающихся в условиях педагогического вуза // Казанская наука. - 2017. - № 6. - С. 75-77.

11. Матвеева К. П. Теоретические аспекты дирижерской подготовки учителя музыки : монография (для направления «44.04.01 - Педагогическое образование» Магистерская программа «Музыкальное образование») / Урал. гос. пед. ун-т. - Изд. 2, доп. - Екатеринбург, 2017. - 97 с.

12. Осеннева М. С., Самарин В. А. Хоровой класс и практическая работа с хором : учеб. пособие для студ. вузов по спец. 030700 - Муз. образование. - М. : Академия, 2003. - 192 с.

13. Петрова Т. В. Педагогические возможности вокально-хоровой работы учителя музыки // Актуальные проблемы теории и практики музыкального образования : межвуз. сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т ; Перм. гос. ин-т искусства и культуры ; отв. ред. К. П. Матвеева, Л. А. Кузьмина. - Екатеринбург-Пермь, 2009. - С. 110-114.

14. Пичугина Л. Н., Ануфриева Э. Б. Проблема освоения китайскими студентами дирижерско-хоровых навыков в условиях образовательного процесса педвуза // Проблемы современного музыкального образования: бакалавриат, общее и дополнительное образование детей и юношества : регион. сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Л. В. Матвеева. - Екатеринбург, 2018. - С. 39-47.

15. Рабочая программа дисциплины Б1.В.ОД.14 «Хоровой класс и практическая работа с хором» /сост. К. П. Матвеева, А. Г. Аранбицкий ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - 32 с.

16. Соколов А. Н. Работа студента-бакалавра над осмыслением музыкально-художественного образа произведения в классе хорового дирижирования // Дирижерско-хоровая и методическая подготовка студентов-бакалавров профиля «Музыкальное образование» в педагогическом вузе : сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. К. П. Матвеева. - Екатеринбург, 2017. - С. 77-84.

17. Соколов А. Н. Дирижерская подготовка студентов-бакалавров музыкального образования к разучиванию хорового произведения со школьниками // Проблемы современного музыкального образования: бакалавриат, общее и дополнительное образование детей и юношества : регион. сб. науч. трудов / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Л. В. Матвеева. - Екатеринбург, 2018. - С. 57-64.

18. Соснина Л. В. Воспитание певца-ансамблиста в учебном хоре // Актуальные проблемы теории и практики музыкального образования : межвуз. сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т ; Перм. гос. ин-т искусства и культуры ; отв. ред. К. П. Матвеева, Л. А. Кузьмина. - Екатеринбург-Пермь, 2009. - С. 135-141.

19. Стулова Г. П. Хоровое пение в школе : учеб. пособие для студентов вузов по спец. 030700 - Муз. образование. - М., 2010. - 176 с.


Для цитирования:


Соколов А.Н. ДИАГНОСТИКА ГОТОВНОСТИ БАКАЛАВРОВ ПРОФИЛЯ «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ХОРОМ. Педагогическое образование в России. 2019;(3):41-47. https://doi.org/10.26170/po19-03-06

For citation:


Sokolov A.N. DIAGNOSTICS OF BACHELOR’S DEGREE STUDENTS READINESS TO PRACTICAL WORK WITH CHORUS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(3):41-47. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-03-06

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)