Preview

РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗАПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКАВ УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ

https://doi.org/10.26170/po19-03-05

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается проблема развития языковой личности студентов в образовательном пространстве вуза.Целью исследования является освещение потенциала и роли специализированных курсов иностранного языка в формировании вторичной языковой личности, способной к рефлексии, и сложностей, которые могут возникать у студента в ситуации реального общения во всем разнообразии дискурсов. Представлены анализ предписательных документов, регламентирующих процесс обучения иностранным языкам в вузе (ФГОС), методы моделирования (обращаясь к ситуациям общения), а также аналитические методы, связанные, прежде всего, с обработкой результатов обучения и выполнения студентами поставленных перед ними задач. Авторы подчеркивают, что люди с развитым языковым потенциалом обладают достаточными языковыми, общекультурными и профессиональными компетенциями, а также способны участвовать в социокультурном дискурсе. Именно это является непременным условием успешной реализации полученных навыков в рамках языкового курса и выполнения коммуникативной задачи на уровне реальной ситуации общения, что авторы демонстрируют на примере курса «Практика устной и письменной речи», рассказывая о собственном опыте преподавания иностранного языка студентам третьего и четвертого курсов по специальности 45.03.01 Филология, чтобы продемонстрировать факторы, которые влияют на успешное развитие языковой личности студентов. Авторы делают вывод о том, что тексты, используемые на занятиях и выходящие за рамки собственно языковой тематики, повышают профессиональную компетентность студентов, улучшают их словарный запас и культуру речи, а также содействуют развитию их языковой компетентности, которую авторы понимают как метапредметную категорию, включающую в себя не только способность к общению на родном и иностранном языке, но и как способность осознавать и анализировать различные явления окружающей среды, что помогает сформировать уровень языковой и неязыковой рефлексии, сопоставимый с тем, которым обладает носитель языка. Авторы заключают, что овладение студентами профессиональными и общекультурными компетенциями, общее повышение грамотности поможет им быстрее и эффективнее достичь высокого уровня владения иностранным языком и, таким образом, стать развитой языковой личностью.

Об авторах

Н. А. Дерябина
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Т. С. Кузнецова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Е. С. Чиглинцева
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Белкин А. С. Компетентность, профессионализм, мастерство. - Челябинск : Юж.-Урал. кн. изд-во, 2004. - 176 с.

2. Богин Г. И. Модель языковой личности в ее отношении к разновидностям текстов. - Ленинград : Атланта, 1984. - 98 с.

3. Воркачев С. Г. Лингвокультурология, языковая личность, концепт: становление антропоцентрической парадигмы в языкознании // Филологические науки. - 2001. - № 1. - С. 64-72.

4. Гальскова Н. Д. Современная методика обучения иностранным языкам : пособие для учителя. - М. : АРКТИ-ГЛОССА, 2000. - 165 с.

5. Дерябина Н. А. Путь к языку : учеб.-метод. пособие. - Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2013. - 128 с.

6. Дерябина Н. А. Языковая личность как педагогическая проблема // Известия Уральского государственного университета. Серия 1: Проблемы образования, науки и культуры. - 2011. - № 3 (92). - С. 108-115.

7. Майерс Д. Социальная психология. - СПб. : Прайм-Еврознак, 2002. - 512 с.

8. Николина Н. Н. Роль фоновых знаний в условиях межкультурной коммуникации // Лингвокультурология : ежегод. сб. науч. тр. / Урал. гос. пед. ун-т. - 2017. - Вып. 11. - С. 99-107.

9. Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. - М. : Наука, 1987. - 263 с.

10. Коломок О. И., Кабанова Н. Э. Поликультурная среда вуза как необходимое условие формирования этнокультурной компетентности студентов // Теория и практика общественного развития. - 2014. - № 17. - С. 180-182.

11. Костомаров В. Г. Язык и «язык культуры» в межкультурном общении / В. Г. Костомаров, Ю. Е. Прохоров // Россия Восток-Запад. - М. : Наследие, 1998. - С. 349-370.

12. Кузнецова Т. С. Английский язык: устная речь : практикум. - М. : ФЛИНТА ; Екатеринбург : Изд-во Урал. ун-та, 2018. - 268 с.

13. Пузырев А. В. Языковая личность в плане субстратного подхода [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.iling-ran.ru/library/psylingva/sborniki/Book1998/articles/1_2.htm (дата обращения: 31.01.2019).

14. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация. - М. : Изд-во МГУ, 2004. - 352 с.

15. Халеева И. Основы теории обучения пониманию иноязычной речи. - М. : Высш. шк., 1989. - 236 с.


Для цитирования:


Дерябина Н.А., Кузнецова Т.С., Чиглинцева Е.С. РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗАПРИ ИЗУЧЕНИИ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКАВ УСЛОВИЯХ ПОЛИКУЛЬТУРНОЙ ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ. Педагогическое образование в России. 2019;(3):35-40. https://doi.org/10.26170/po19-03-05

For citation:


Deryabina N.A., Kuznetsova T.S., Chiglintseva Y.S. THE DEVELOPMENT OF UNIVERSITY STUDENTS’ LINGUISTIC PERSONAE DURING FOREIGN LANGUAGE STUDIES IN A MULTICULTURAL ENVIRONMENT. Pedagogical Education in Russia. 2019;(3):35-40. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-03-05

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)