Preview

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ СТЕРЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ЕГЭ

https://doi.org/10.26170/po19-03-03

Полный текст:

Аннотация

В статье проанализированы причины невысоких результатов, показанных выпускниками школ при решении стереометрических задач на профильном едином государственном эк-замене по математике. Одной из основных причин неудач авторы считают низкий уровень пространственного мышления обучаемых. В подтверждение этого мнения проведено тестирование уровня пространственного мышления выпускников школ 2018 г. Дальнейший сравнительный анализ полученных данных с результатами исследования, выполненного в 2005 г. одним из авторов, продемонстрировал ухудшение значений всех его показателей. В статье рассмотрены основные факторы, влияющие на формирование пространственного мышления обучаемых при изучении школьного курса геометрии на примере раздела Перпендикулярность прямых и плоскостей. Обзор школьных учебников геометрии показал, что несоблюдение принципа варьирования существенных признаков создает предпосылки к тому, что ключевые понятия перпендикуляра, проекции, угла между прямой и плоскостью не будут сформированы в достаточной степени. А проведенный эксперимент со студентами первого курса направления подготовки «Педагогическое образование: профиль Математика и информатика» подтвердил это положение. Для решения выявленных проблем авторами предложена серия задач ЕГЭ и предваряющие ее упражнения по формированию ключевых понятий стереометрии: проекция прямой на плоскость, перпендикулярность прямой и плоскости, угол между прямой и плоскостью. В работе на примере применения про-граммы динамического моделирования Geogebra показано, как можно продемонстрировать геометрический образ рассматриваемых понятий при различных положениях плоскости изображения. При решении предложенной серии задач используется геометрический подход, при этом выделяются аспекты формирования пространственного мышления в той его части, которая связана с оперированием трехмерными образами: изменением его положения и структуры.

Об авторах

А. А. Бондарь
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Р. Ф. Мамалыга
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Балаян Э. Н. Геометрия: задачи на готовых чертежах для подготовки к ЕГЭ: 10-11 классы. - Рос-тов н/Д. : Феникс, 2013. - 216 с.

2. Бондарь А. А., Мамалыга Р. Ф. Проект «Куб принца Руперта» и формирование пространственно-го мышления обучающихся 10-11 классов // Формирование мышления в процессе обучения естествен-нонаучным, технологическим и математическим дисциплинам : мат-лы Всерос. науч.-практ. конф. (г. Екатеринбург, 2-3 апреля 2018 г.) / Урал. гос. пед. ун-т ; отв. ред. Т. Н. Шамало. - Екатеринбург : [б. и.], 2018. - С. 43-48.

3. Бондарь А. А., Мамалыга Р. Ф., Мысина М. А. Опыт организации проектной деятельности при изучении стереометрии с использованием ИКТ // Новые информационные технологии в образовании и науке. - 2018. - Вып. 1. - С. 55-59.

4. Геометрия. 10-11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни) / Л. С. Атанасян, В. Ф. Бутузов, С. Б. Кадомцев [и др.]. - 17-е изд. - М. : Просвещение, 2008. - 255 с.

5. Геометрия. 10-11 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений (базовый и профильный уровни) / И. М. Смирнова, В. А. Смирнов. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Мнемозина, 2008. - 288 с.

6. Задачи по геометрии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://zadachi.mccme.ru (дата обращения: 08.07.2018).

7. Каплунович И. Я. О психологических различиях мышления двумерными и трёхмерными образами // Вопросы психологии. - 2003. - № 3. - С. 66-77.

8. Каплунович И. Я. Показатели развития пространственного мышления у школьников // Вопросы психологии. - 1981. - № 5. - С. 155-161.

9. Мамалыга Р. Ф. Развитие пространственного мышления у студентов педагогического вуза при формировании понятий в курсе геометрии : дис. … канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2005.

10. РЕШУ ЕГЭ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://math-ege.sdamgia.ru/ (дата обращения: 08.07.2018).

11. Федеральный институт педагогических измерений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy (дата обращения: 08.07.2018).

12. Федеральный государственный образовательные стандарт общего образования [Электронный ресурс] / Министерство образования и науки Российской Федерации. - Режим доступа: https://минобрнауки.рф/документы/543 (дата обращения: 08.07.2018).

13. Якиманская И. С. Развитие пространственного мышления школьников / НИИ общ. и пед. психологии, АПН СССР. - М. : Педагогика, 1980. - 240 с.

14. Юсупов Р. М., Отабеков А. О., Маматкулова У. Э. Дидактические возможности использования информационных технологий в процессе обучения геометрии в общеобразовательной школе [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2013. - № 12. - С. 548-551. - Режим доступа: https://moluch.ru/archive/59/8562/ (дата обращения: 07.07.2018).

15. Якиманская И. С., Зархин В. Г., Кадаяс Х. Х. Тест пространственного мышления: опыт разработки и применения // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С. 128-134.

16. Buckley J., Seery N. & Canty D. Investigating the use of spatial reasoning strategies in geometric problem solving [Electronic resource] // International Journal of Technology and Design Education. - 2018. - Mode of access: https://doi.org/10.1007/s10798-018-9446-3.

17. Young C. J., Levine S. C. & Mix K. S. The Connection Between Spatial and Mathematical Ability Across Development [Electronic resource] // Frontiers in Psychology. - 2018. - № 9. - Mode of access: https://doi:10.3389/fpsyg.2018.00755.


Для цитирования:


Бондарь А.А., Мамалыга Р.Ф. ФОРМИРОВАНИЕ ПРОСТРАНСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ В ПРОЦЕССЕ РЕШЕНИЯ СТЕРЕОМЕТРИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ЕГЭ. Педагогическое образование в России. 2019;(3):21-27. https://doi.org/10.26170/po19-03-03

For citation:


., . FORMATION OF THE SPATIAL THINKING PUPILS OF 10-11 GRADES IN THE PROCESS OF SOLVING THE UNIFIED STATE EXAMINATION (UST) STEREOMETRIC TASKS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(3):21-27. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-03-03

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)