Preview

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

https://doi.org/10.26170/po19-02-14

Полный текст:

Аннотация

В данной статье подробно рассматривается период первых лет жизни, включающий младенческий и ранний возраст, с одной стороны, как наиболее сенситивный период в становлении различных линий развития (социального, познавательного, коммуникативного и двигательного развития); с другой стороны, этот период является наиболее уязвимым при воздействии на организм ребенка различных неблагоприятных факторов биологического и социально-психологического характера, при этом высокий уровень пластичности центральной нервной системы обеспечивает значительные компенсаторные возможности организма малыша и позволяет благодаря организованной на ранних этапах коррекционно-развивающей работе преодолеть или максимально сгладить имеющиеся отклонения в развитии. Задержка в формировании коммуникативных умений отмечается практически у всех детей с различными отклонениями в развитии, что обусловливает актуальность ранней логопедической помощи детям первых лет жизни и их семьям в стимуляции развития невербальных и вербальных средств общения. В статье представлены современные теоретико-методологические подходы к организации и реализации логопедического воздействия с детьми младенческого и раннего возраста. К таким подходам относятся комплексный, коммуникативный, деятельностный, функциональный и семейно-центрированный. В статье раскрывается суть каждого из вышеперечисленных подходов, их основные аспекты, особенности осуществления логопедической работы по формированию коммуникативных умений у детей первых лет жизни на их основе. Данное направление ранней комплексной помощи детям с отклонениями в развитии, реализующееся с учетом таких подходов, предполагает подключение к процессу формирования коммуникативной сферы малышей команды специалистов психолого-педагогического сопровождения, учет ведущей формы общения и ведущей деятельности детей в младенческом и раннем возрасте, развитие в первую очередь тех коммуникативных умений, которые необходимы для удовлетворения насущных нужд и потребностей ребенка, активное включение в коррекционно-развивающий процесс родителей и их тесное взаимодействие с педагогами и специалистами.

Об авторе

Н. Ю. Григоренко
Московский городской педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Астахова Л. Б. Реализация семейно-центрированного подхода в процессе логопедического сопровождения детей раннего и дошкольного возраста и их родителей // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 4. - С. 113-119.

2. Безрукова О. А., Каленкова О. Н., Приходько О. Г. Речевое развитие детей с ограниченными возможностями здоровья. - М. : Русская речь, 2016. - 112 с.

3. Григоренко Н. Ю. Логопедическое сопровождение детей раннего и дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивной практики// Специальное образование. - 2016. - № 2 (42). - С. 26-38.

4. Григоренко Н. Ю. Оказание логопедической помощи детям раннего и дошкольного возраста с отклонениями в развитии в условиях инклюзии на основе реализации междисциплинарного подхода // Междисциплинарный подход в исследованиях по специальной педагогике и специальной психологии :мат-лы IX Междунар. теорет.-методолог. семинара. - М. : МГПУ, 2017. - С. 193-200.

5. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии : науч.-метод. пособие. - СПб. : КАРО, 2013. - 336 с.

6. Лисина М. И. Влияние отношений с близкими взрослыми на развитие ребенка раннего возраста // Вопросы психологии. - 1961. - № 3. - 117 с.

7. Ляксо Е. Е. Речевое развитие ребенка в диаде «мать-ребенок» на ранних этапах онтогенеза : автореф. дис. … д-ра биол. наук. - СПб., 2004. - 32 с.

8. Приходько О. Г. Ранняя помощь детям с церебральным параличом в системе комплексной реабилитации : монография. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 208 с.

9. Приходько О. Г., Югова О. В. Коррекционно-развивающая работа с детьми младенческого возраста с ОВЗ // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2018. - № 1. - С. 13-19.

10. Разенкова Ю. А. Система ранней комплексной помощи: поиск основных векторов развития. - М. : Карапуз, 2011. - 144 с.

11. Разенкова Ю. А. Предупреждение и преодоление трудностей развития общения у детей раннего возраста с ограниченными возможностями здоровья : дис.. д-ра пед. наук. - М., 2017. - 207 с.

12. Самарина Л. В. О ранней помощи детям и их семьям // Аутизм и нарушения развития. - 2017. - Т. 15. - № 2 (55). - С. 4-18.

13. Система ранней комплексной помощи детям с ОВЗ и их родителям : науч. монография / О. Г. Приходько, И. Ю. Левченко и др. - М. : ПАРАДИГМА, 2018. - 378 с.

14. Тюрина Н. Ш. Сопровождение семьи, имеющей ребенка младенческого и раннего возраста с особенностями психофизического развития // Социокультурные и психологические проблемы современной семьи: актуальные вопросы сопровождения и поддержки : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. - Тула : ТГПУ им. Л. Н. Толстого, 2015. - С. 255-259.

15. Югова О. В. Специфика родительской позиции и семьи ребенка с ограниченными возможностями здоровья // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2017. - № 2 (77). - С. 195-203.


Для цитирования:


Григоренко Н.Ю. СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У ДЕТЕЙ ПЕРВЫХ ЛЕТ ЖИЗНИ С ОТКЛОНЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ. Педагогическое образование в России. 2019;(2):104-109. https://doi.org/10.26170/po19-02-14

For citation:


Grigorenko N.Y. MODERN APPROACHES TO FORMING COMMUNICATIVE SKILLS IN CHILDREN DURING THE FIRST YEARS OF LIFE WITH DEVELOPMENTAL DISABILITIES. Pedagogical Education in Russia. 2019;(2):104-109. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-02-14

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)