Preview

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ И ИХ СЕМЬЯМ

https://doi.org/10.26170/po19-02-13

Полный текст:

Аннотация

Даже незначительные нарушения слуха ограничивают восприятие ребенком окружающих звуков. При наличии выраженной патологии слуха в раннем возрасте нарушается восприятие звуков, в том числе и речевых. Это приводит к возникновению различных трудностей: в социальной адаптации, речевой коммуникации и межличностном взаимодействии. В среднем со сниженным слухом рождается примерно 2-3 малыша из 1000. В последние несколько десятилетий произошли кардинальные изменения как в методах выявления и диагностики нарушений слуха, так и в средствах оказания помощи глухим и слабослышащим детям. В Российской Федерации начиная с 2008 г. внедрен всеобщий аудиологический скрининг новорожденных, что позволило значимо снизить возраст выявления патологии слуха. В настоящее время помощь детям раннего возраста с нарушениями слуха строится на основе четких принципов, лучших практик и научных исследований. Современные исследования показали, что при выраженном снижении слуха наиболее эффективными являются программы помощи, начатые до возраста шести месяцев. Подходы к составлению и реализации современных программ помощи базируются на принципах семейно-центрированности, междисциплинарности, функциональном подходе, на ежедневных домашних рутинах. В данной статье рассмотрены основные технологические этапы и принципы ранней помощи, организационные основы реализации ранней помощи для семей с детьми раннего возраста с нарушенным слухом. Эффективность такого рода программ подтверждается многочисленными международными исследованиями и полностью согласуется с опытом работы в Санкт-Петербургском Институте раннего вмешательства.

Об авторах

Е. С. Гарбарук
Санкт-Петербургский государственный педиатрический медицинский университет Минздрава России; Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства
Россия


В. П. Балобанова
Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства
Россия


Л. В. Самарина
Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства; Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им Г. А. Альбрехта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Россия


Е. Е. Ермолаева
Ассоциация профессионального сообщества и родительских организаций по развитию ранней помощи; Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства; Федеральный научный центр реабилитации инвалидов им Г. А. Альбрехта Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации
Россия


Список литературы

1. Гарбарук Е. С., Королева И. В. Аудиологический скрининг новорожденных в России: проблемы и перспективы : пособие для врачей. -СПб. : СПб НИИ уха, горла, носа и речи, 2013. - 52 с.

2. Королева И. В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых (электродное протезирование). - СПб. : КАРО, 2012. - 752 с.

3. Королева И. В. Развивающие занятия с детьми с нарушением слуха раннего возраста. - СПб. : КАРО, 2017. - 176 с.

4. Леонгард Э. И., Самсонова Е. Г., Иванова Е. А. Я не хочу молчать: Из опыта работы по организации обучения глухих и слабослышащих детей. - М., 1990.

5. Таварткиладзе Г. А. Руководство по клинической аудиологии. - М. : Медицина, 2013. - 676 с.

6. Таварткиладзе Г. А., Маркова Т. Г., Чибисова С. С., Альшарджаби И., Цыганкова Е. Р. Российский и международный опыт реализации программ универсального аудиологического скрининга новорожденных // Вестник оториноларингологии. - 2016. - Т. 81. - № 2. - С. 7-12.

7. Фьюэлл Р. Р., Вэдэзи П. Ф. Обучение через игру: руководство для педагогов и родителей : пер с англ. - СПб. : КАРО, 2005. - 106 с.

8. Чибисова С. С., Маркова Т. Г., Алексеева Н. Н., Ясинская А. А., Цыганкова Е. Р., Близнец Е. А., Поляков А. В., Таварткиладзе Г. А. Эпидемиология нарушений слуха среди детей 1-го года жизни // Вестник оториноларингологии. - 2018. - Т. 83. - № 4. - С. 37-42.

9. Шматко Н. Д., Пелымская Т. В. Если малыш не слышит. - М. : Просвещение, 2003.

10. Шмидт-Джованини С. Руководство для родителей детей, имеющих нарушения слуха в возрасте от рождения до двух лет. - СПб. : Изд-во Санкт-Петерб. Ин-тараннеговмешательства, 2000.

11. Absalan A., Pirasteh I., Dashti Khavidaki G. A., Asemi Rad A., Nasr Esfahani A. A., Nilforoush M. H. A Prevalence Study of Hearing Loss among Primary School Children in the South East of Iran // International journal of otolaryngology. - 2013. - 138935. - DOI:10.1155/2013/138935.

12. Berg A. L., Spitzer J. B., Towers H. M., Bartosiewicz C., Diamond B. E. Newborn hearing screening in the NICU: profile of failed auditory brainstem response/passed otoacoustic emission // Pediatrics. - 2005. - Vol. 116. - P. 933-938.

13. Ching T. Y., Dillon H., Marnane V., Hou S., Day J., Seeto M., Crowe K., Street L., Thomson J., Van Buynder P., Zhang V., Wong A., Burns L., Flynn C., Cupples L., Cowan R. S., Leigh G., Sjahalam-King J., Yeh A. Outcomes of early- and late-identified children at 3 years of age: findings from a prospective population-based study // Ear Hear. - 2013. - Vol. 34. - N 5. - P. 535-552.

14. Vohr B. R., Widen J. E., Cone-Wesson B. Identification of neonatal hearing impairment: characteristics of infants in the neonatal intensive care unit and well-baby nursery // Ear Hear. - 2000. - Vol. 21. - P. 373-382.

15. Year 2007 Position Statement: Principles and Guidelines for Early Hearing Detection and Intervention Programs. Joint Committee on Infant Hearing // Pediatrics. - 2007. - Vol. 120. - № 4. - DOI: 10.1542/peds.2007-2333.

16. Yoshinaga-Itano C., Apuzzo M. L. Identification of hearing loss after age 18 months is not early enough // Am Ann Deaf. - 1998. - Vol. 143. - P. 380-387.

17. Yoshinaga-Itano C., Sedey A. L., Coulter D. K., Mehl A. L. Language of early- and later-identified children with hearing loss // Pediatrics. - 1998. - Vol. 102. - P. 1161-1171.


Для цитирования:


Гарбарук Е.С., Балобанова В.П., Самарина Л.В., Ермолаева Е.Е. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ РАННЕЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ С НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ И ИХ СЕМЬЯМ. Педагогическое образование в России. 2019;(2):98-103. https://doi.org/10.26170/po19-02-13

For citation:


Garbaruk E.S., Balobanova V.P., Samarina L.V., Ermolaeva E.E. EARLY INTERVENTION PROGRAM FOR HEARING IMPAIRED CHILDREN. Pedagogical Education in Russia. 2019;(2):98-103. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-02-13

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)