Preview

ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ЗАЩИТНОГО И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

https://doi.org/10.26170/po19-02-11

Полный текст:

Аннотация

В статье обсуждается вопрос безопасности личности и деятельности педагога. По утверждению автора, реализовывать безопасную педагогическую деятельность педагог может только в том случае, если он обладает психологическим здоровьем. Психологическое здоровье может поддерживаться в безопасной образовательной среде, а может нарушаться в небезопасной среде образовательного учреждения. Одним из важных компонентов психологического здоровья педагога является защитное и совладающее поведение. На его функционирование оказывают влияние различные факторы, в том числе внешние, такие как условия труда, характер деятельности, защищенность от угроз и др. Целью работы является изучение внешних факторов защитного и совладающего поведения педагогов в образовательной среде. В исследовании участвовали педагоги (n=50, средний возраст - 29 лет) шести учебных заведений среднего и высшего профессионального образования г. Екатеринбурга. По результатам анкетирования педагогов по вопросу психологической безопасности образовательной среды, можно сказать, что преподаватели в большей степени имеют позитивное отношение к образовательной среде, достаточно удовлетворены взаимоотношениями с другими педагогами и учащимися, чувствуют себя защищенно и безопасно в образовательной среде. Исходя из полученных результатов корреляционного анализа, можно сделать вывод, что факторами, влияющими на срабатывание защитных и в большей степени совладающих стратегий, в данной выборке педагогов являются: возможности профессионального совершенствования и саморазвития, эмоциональная удовлетворенность образовательной средой, безопасность среды, межличностные отношения в образовательной среде.

Об авторе

Д. М. Никифорова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Баева И. А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении / подред. И. А. Баевой. - СПб. : Речь,2006. - 288 с.

2. Баева И. А., Семикин В. В. Безопасность образовательной среды, психологическая культура и психическое здоровье школьников // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2005. - № 12. - С. 7-19.

3. Водопьянова Н. Е. Психодиагностика стресса. - СПб. : Питер,2009. - 336 с.

4. Гунзунова Б. А., Гунзунов Б. А. Регуляторные аспекты защитно-совладающего поведения педагогов // Вестник БГУ. - 2017. - № 7. - С. 114-120.

5. Коджаспиров А. Ю., Коджаспирова Г. М. Психолого-педагогическая безопасность образовательной среды детских учреждений. Курс лекций : учеб.пособие. - М. : Проспект,2017. - 464 с.

6. Корытова Г. С., Еремина Ю. А. Защитно-совладающее поведение: ретроспективная реконструкция понятия // Вестник ТГПУ. - 2015. - № 3 (156). - С. 42-47.

7. Кружкова О. В. Защитное и совладающее поведение жителей в условиях стрессогенной городской среды // Психология стресса и совладающего поведения : мат-лы IV Междунар. науч.-практ. конф. (г. Кострома, 2013 г.) : в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова,2016. - Т. 1. - С. 318-321.

8. Кружкова О. В., Шахматова О. Н. Психологические защиты личности : учеб.пособие. - Екатеринбург : Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та,2006. - 153 с.

9. Крюкова Т. Л. Психология совладающего поведения: современное состояние и психологические, социокультурные перспективы // Вестник КГУ. - 2013. - № 5. - С. 184-188.

10. Куфтяк Е. В., Лебедев А. П., Реунова А. А. Стратегии защитно-совладающего поведения детей в контексте психологического здоровья // Медицинская психология в России. - 2017. - № 1. - С. 1-14.

11. Первитская А. М. Анализ предпочитаемых копинг-стратегий у педагогов с разным стажем работы // Вестник Курганского государственного университета. - 2013. - № 4 (31). - С. 92-95.

12. Садовникова Н. О., Сергеева Т. Б., Толстых А. А. Исследование защитно-совладающего поведения педагогов инклюзивного профессионального образования // Научный диалог. - 2017. - № 8. - С. 385-397.

13. Старченкова Е. С., Меренкова И. В., Подсадный С. А. Стратегии совладания с профессиональным стрессом у преподавателей высшей школы в контексте профессионального здоровья // Психология стресса и совладающего поведения : мат-алы III Междунар. науч.-практ. конф. (г. Кострома, 26-28 сентября 2013 г.) : в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова,2013. - Т. 1. - С. 129-131.

14. Хусаинова Р. М. Совладающее поведение как основа психологического здоровья педагога // Психология стресса и совладающего поведения : мат-алы III Междунар. науч.-практ. конф. (г. Кострома, 26-28 сентября 2013 г.) : в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, Е. В. Куфтяк, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. - Кострома : КГУ им. Н. А. Некрасова,2013. - Т. 1. - С. 152-154.

15. www.psychologos.ru [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:// www.psychologos.ru/articles/view/psihologicheskoe-zdorove (дата обращения: 09.12.2018).


Для цитирования:


Никифорова Д.М. ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ ЗАЩИТНОГО И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ПЕДАГОГОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. Педагогическое образование в России. 2019;(2):85-90. https://doi.org/10.26170/po19-02-11

For citation:


Nikiforova D.M. EXTERNAL FACTORS OF TEACHERS’ DEFENSIVE AND COPING BEHAVIOR IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT. Pedagogical Education in Russia. 2019;(2):85-90. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-02-11

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)