Preview

СЕМЬЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ

https://doi.org/10.26170/po19-02-10

Полный текст:

Аннотация

На современном этапе наблюдается реформирование политики государства в области семьи, материнства, отцовства и детства. В этой связи остро встает проблема определения феномена «семья» как психолого-педагогического феномена. Феномен «семья» является сложным образованием. Для понимания его сущности важно рассмотреть основные тенденции его развития. В статье они описаны в контексте различных отечественных и зарубежных парадигм: философских, историко-этнографических, социологических, демографических, которые существенно расширяют предметное поле психолого-педагогических исследований семьи. Это позволило обеспечить целостность восприятия изучаемого феномена и изучить его содержательную наполненность. Особый интерес для авторов представляют зарубежные концепции: психоаналитическая, бихевиоральная и гуманистическая. В отечественных исследованиях рассмотрение феномена «семья» разворачивается в контексте двух ключевых подходов. В них изучаемый феномен рассматривается с позиции представленности в социуме и с позиции реализации воспитательных функций. В представленной работе авторы систематизируют существующие тенденции развития феномена «семья», чем обогащают психолого-педагогическую отрасль научного знания. Материалы статьи могут быть использованы в курсах лекций по психологии семьи, психологии семейного воспитания и организации работы с замещающей семьей. Проведенное исследование позволило авторам статьи зафиксировать динамичность изучаемого феномена и необходимость его рассмотрения с учетом социокультурных особенностей.

Об авторах

Ю. Н. Галагузова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Н. И. Мазурчук
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. - М., 1999. - 224 с.

2. Адлер А. Воспитание детей. Взаимодействие полов. - Ростов н/Д., 1998. - 448 с.

3. Аристотель. Политика. Соч. - М., 1983. - Т. 4. - С. 398-402.

4. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия. - СПб. : Речь, 2001.-142 с.

5. Гегель Ф. Философская пропедевтика. Работы разных лет. - М., 1973. -Т. 2. - С. 49, 67-68.

6. Гоббс Т. Левиафан. Избранные произведения. - М., 1964. - Т. 2. - С. 227.

7. Захарова Е. И., Строгалина А. И. Особенности принятия родительской позиции // Психологическая диагностика. - 2005. - № 4. - С. 58-70.

8. Киселева Г. П. Нужно ли повышать рождаемость? - М. : Статистика, 1979. - 103 с.

9. Мазурчук Н. И., Мазурчук Е. О. Современные подходы к трактовке понятия «семья» и «биологическая семья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 3. - С. 110-115.

10. Мацковский М. С. Социология семьи. - М. : Наука, 1989. - 116 с.

11. Панкова Л. М. Человек и семья :монография. - СПб. : ЛГОУ им. А. С. Пушкина, 2002. - 128 с.

12. Овчарова Р. В. Родительство как психологический феномен. - М. : Московский психолого-социальный институт, 2006. - 496 с.

13. Платон. Сочинения. - М., 1970. - Т. 2. - С. 116-135.

14. Роджерс К. Р. Человекоцентрированный подход в психотерапии // Вопросы психологии. - 2001. - № 2. - С. 48-58.

15. Харчев А. Г. Социология семьи: проблемы становления науки: перепеч. с изд. 1979 г. - М. : ЦСП, 2003. - 342 с.

16. Шнейдер Л. Б. Современная семейная проблематика в социокультурном контексте // Психолого-педагогическое сопровождение семьи в реалиях современного социокультурного пространства : мат-лыМеждунар. науч.-практ.конф. / Урал.гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2012. - 231 с.

17. Юм Д. О многоженстве и разводах. Соч. - М., 1965. - Т. 2. -С. 694.


Для цитирования:


Галагузова Ю.Н., Мазурчук Н.И. СЕМЬЯ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН: ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ. Педагогическое образование в России. 2019;(2):81-84. https://doi.org/10.26170/po19-02-10

For citation:


Galaguzova Yu.N., Mazurchuk N.I. THE FAMILY AS A PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL PHENOMENON: THE BASIC TENDENCIES OF DEVELOPMENT. Pedagogical Education in Russia. 2019;(2):81-84. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-02-10

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)