Preview

МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ

https://doi.org/10.26170/po19-02-08

Полный текст:

Аннотация

В статье представлен анализ методики преподавания классического танца как системообразующего знания в процессе обучения студентов хореографических направлений вузов культуры. Главная задача высшего образования в области хореографии - формирование целостной модели выпускника в единстве исполнительских и педагогических качеств. При этом в условиях внедрения стандартов для педагогов основной задачей подготовки становится вопрос «Как научить учить танцу?», что выдвигает задачи научного осмысления методики преподавания как важного условия формирования педагогической компетентности будущих выпускников. Основная методологическая установка исследования - представление современной практики хореографического образования и обучения классическому танцу как системы, в которой все элементы обусловлены и подчинены исполнительским и педагогическим задачам. Системный подход расширяет поле исследования, объединяя научно-методические разработки ведущих педагогов-практиков для создания методики преподавания классического танца в высшей школе как отдельной предметной области, а также представления интегрированного результата обучения, состоящего из освоения теоретического знания, практических навыков исполнения движений и владения методикой их преподавания. Нелинейность и многовекторность развития современного профессионального образования обусловило применение междисциплинарного подхода, объединяющего различные отрасли знания, и методов: количественно-качественного анализа, сравнительного анализа, структурно-функциональный метод, реализацию принципов единства исторического и логического методов исследования. Предложенное понятие методики преподавания классического танца заключает в себе широкий спектр компетенций и является относительно новым объектом исследования как области педагогического знания в системе подготовки студентов-хореографов вузов культуры. Анализ изученных материалов, образовательных программ, учебных планов, учебников, методических пособий, результатов зачетов и экзаменов позволили представить структурное основание методики преподавания классического танца, модель которой может быть использована педагогами для обучения студентов средних и высших заведений дополнительного и профессионального образования.

Об авторе

Л. В. Манжелес
Пермский государственный институт культуры; Пермский гуманитарный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Бордовская Н. В., Розум С. И. Психология и педагогика : учеб.для вузов. - СПб. : Питер, 2017. - 624 с.

2. Буксикова О. Б.,Климова И. А. Влияние классического танца на становление исполнительской культуры обучающихся // Наука. Искусство. Культура. - 2017. - № 1. - С. 140-147.

3. Буцык С. В. От институтов культуры до институтов культуры: историко-педагогический анализ // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2016. - № 2. - С. 139.

4. Васягина Н. Н., Васягина С. А. Возможности и ограничения применения андрогогической модели обучения в художественном образовании [Электронный ресурс] // Всероссийская весенняя психологическая сессия : сб. мат-лов Всерос. науч.-практ. конф. / Урал. гос. пед. ун-т. - Электрон. дан. - Екатеринбург : [б. и.], 2017. - С. 68-72.

5. Васягина Н. Н., Васягина С. А. Роль исполнительских и педагогических компетенций в профессиональной подготовке педагога классического танца // Актуальные вопросы развития образования и науки в контексте реализации программы духовного возрождения нации : мат-лы Междунар. науч.-практ. конф. - Қарағанды : Гласир баспахана, 2018. - С. 84-87.

6. Вохрышева М. Г. Современные тенденции развития регионального вуза культуры и искусств // Культура: управление, экономика, право. - 2008. - № 1. - С. 25-30.

7. Гальперин П. Я. Лекции по психологии :учеб. пособие для студ. вузов. - М. : Книжный дом «Университет»: Высшая школа, 2002. - С. 263.

8. Дудьев В. П. Психомоторика : словарь справочник. - М. : Владос, 2008. -С. 180.

9. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь : для студ. высш. и сред. пед. учеб, заведений. - М. : Академия, 2001. -С. 51.

10. Косолапова Л. А. Методика преподавания педагогики в высшей школе : учеб. пособие. Направление подготовки 44.06.01 - Образование и педагогические науки. - Пермь :Перм. гос. гуманит.-пед. ун.-т, 2016.- С. 103.

11. Косолапова Л. А. Педагогика как контекст конструирования учебных педагогических дисциплин : монография. - М. : Флинта : Наука, 2010. - С. 47.

12. Мельникова Е. П. Классический танец: история, теория, методика : учеб.-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : МГИК, 2016. - 180 с.

13. Мочалова Н. В.,Мочалов Д. В Современные подходы к совершенствованию методики преподавания классического танца // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. - 2014. - № 1. - С. 59-61.

14. Новая философская энциклопедия: в 4 т. - М. : Мысль, 2001. -Т. II. - С. 552.

15. Палилей А. В.,Бондаренко А. А. Процесс формирования профессиональной готовности педагога-хореографа к практической деятельности // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. - 2017. - № 39. - С. 210-216.

16. Рындак В. Г., Аллагулов А. М., Челпаченко Т. В. [и др.]. Педагогика : учеб./ под общ. ред. В. Г. Рындак. - М. : ИНФРА-М, 2017. - С. 75-91.

17. Саранцев Г. И. Современные методы исследования в предметных методиках // Педагогика. - 2015. - № 6. - С. 34-42.

18. Силкин П. А. История становления и развития теории и практики профессионального обучения классическому танцу. - СПб. : Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2016. - 278 с.

19. Силкин П. А. Развитие теории обучения классическому танцу в научной и учебной литературе в России в XX и начале XXI в. // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. - 2015. - № 3. - С. 127-131.

20. Современный толковый словарь русского языка / гл. ред. С. А. Кузнецов. - СПб. : Норинт, 2001. -С. 346.

21. Соллертинский И. И. Классический танец и его теория / Основы классического танца. - Л. : ОГИЗ ГИХЛ, 1934. - С. 13.

22. Спинжар Н. Ф.,Рябинкина Е. Л. Педагогика в профессиональной подготовке хореографа : учеб.пособие. - М. :МГУКИ, 2011. - 164 с.

23. Хуторской А. В. Дидактика : учеб. для вузов. Стандарт третьего поколения. - СПб. : Питер, 2017. - 720 с.

24. SöötAnu,ViskusEle. Contemporary Approaches to Dance Pedagogy - the Challenges of the 21st Century // The European Journal of Social and Behavioural Sciences. - 2013. -№ 4 (7). - P. 1193-1202.


Для цитирования:


Манжелес Л.В. МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ КЛАССИЧЕСКОГО ТАНЦА В СИСТЕМЕ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ ХОРЕОГРАФИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ВУЗОВ КУЛЬТУРЫ. Педагогическое образование в России. 2019;(2):66-75. https://doi.org/10.26170/po19-02-08

For citation:


Manzheles L.V. METHODS OF TEACHING CLASSICAL DANCE IN THE SYSTEM OF TRAINING STUDENTS IN CHOREOGRAPHIC DIRECTIONS OF UNIVERSITIES OF CULTURE. Pedagogical Education in Russia. 2019;(2):66-75. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-02-08

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)