Preview

ИГРОВЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

https://doi.org/10.26170/po19-02-05

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена систематизации игровых интерактивных технологий, используемых при профессиональноориентированном обучении русскому языку как иностранному курсантов военно-инженерного вуза. Целью исследования является систематизация и категоризация игровых технологий, используемых на уроках РКИ и направленных на развитие языковой, коммуникативной, лингвокультурной и профессиональной компетенций студентов военно-инженерного профиля. В качестве основных методов исследования используются метод таксономического структурирования и собственно игровой метод; игровые интерактивные технологии при таком подходе выступают объектом изучения, а их учебно-прагматический потенциал - предметом исследования. В статье применительно к игровой деятельности разграничиваются понятия игрового метода, игровых технологий и методики обучения с применением игровых технологий. Отмечаются содержательные особенности понятий игровые и интерактивные технологии, в результате чего принимается решение о целесообразности использования термина игровые интерактивные технологии. Предлагается типология игр, основанная на специфике формируемых компетенций (типология включает игры лингвистические и коммуникативные, игры с лингвокультурным и лингвострановедческим компонентом, а также игры, направленные на развитие профессиональной креативности). Типы игр, актуальные при профессиональноориентированном обучении русскому языку как иностранному, раскрываются на конкретных примерах с привлечением специфического языкового материала. В исследовании подчеркивается значение игровых интерактивных технологий, обладающих высоким мотивационным потенциалом, в достижении эффективных результатов профессиональноориентированного обучения русскому языку как иностранному.

Об авторах

Е. В. Дзюба
Уральский государственный педагогический университет
Россия


А. Э. Массалова
Тюменское высшее военно-инженерное командное училище имени маршала инженерных войск А. И. Прошлякова
Россия


Список литературы

1. Артемьева О. А., Макеева М. Н. Система учебно-ролевых игр профессиональной направленности. - Тамбов : Тамб. гос. техн. ун-т, 2007. - 208 с.

2. Васильева Т. В. Игровые и творческие задания как способ формирования профессиональных компетенций [Электронный ресурс] // Бесплатная интернет-библиотека. -Режим доступа: http://pdf.knigi-x.ru/21filologiya/183946-1-igri-tvorcheskie-zadaniya-kak-sposob-formirovaniya-professionalnih-kompetenciy-lektor-prepodavatel-kafed.php.

3. Войтов А. Г. История и философия науки : учеб. пособие для аспирантов. - М. : Дашков и К, 2004. - 692 с.

4. Дзюба Е. В., Массалова А. Э. Психолого-педагогические, социокультурные и методические основы преподавания русского языка как неродного / иностранного // Филологический класс. - 2017. - № 49. - С. 41-47.

5. Ермолаева М. Г. Игра в образовательном процессе : метод. пособие. - 2-е изд., доп. - СПб. : АППО, 2005. - 112 с.

6. Кашлев С. С. Интерактивные методы обучения. - М. : ТетраСистемс, 2013. - 224 с.

7. Комарова З. И. Технология научных исследований в системной методологии современной лингвистики : учеб. пособие. - Екатеринбург : Урал. гос. пед. ун-т, 2016. - 209 с.

8. Комарова З. И. Методология, метод, методика и технология научных исследований в лингвистике : учеб. пособие. - Екатеринбург : Изд-во УрФУ, 2012. - 818 с.

9. Конышева А. В. Игровой метод в обучении иностранным языкам. - СПб. : КАРО, 2008. - 192 с.

10. Коробова Е. В., Кардович И. К., Дубова О. В. Игровые технологии в преподавании иностранного языка как одно из средств выработки профессиональной иноязычной компетенции // Гуманитарное образование в экономическом вузе. - М. : Рос.эконом. ун-т,2017. - Т. 1. - С. 176-183.

11. Массалова А. Э. Особенности развития учебной мотивации на уроках РКИ для военнослужащих инженерных специальностей // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 12. - С. 110-114

12. Чернышенко О. В. Игровые технологии как лингводидактическое средство при обучении РКИ // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 6. - С. 136-140.

13. Llorens A., Berbegal-Mirabent J. & Llinàs-Audet X. Aligning professional skills and active learning methods: an application for information and communications technology engineering // European Journal of Engineering Education. - 2004. - Vol. 42, Iss. 4. - P. 382-395. - DOI: https://doi.org/10.1080/03043797.2016.1189880.

14. Yen C.-J., Sujo-Montes L. & Roberts G. A. Gamingpersonality andgamedynamics in online discussion instructions // Educational Media International. - 2015. - Vol. 52, Iss. 3. - P. 155-172. - DOI: https://doi.org/10.1080/09523987.2015.1075099.

15. Yuretich R. F., Khan S. A., Leckie R. M. & Clement J. J. Active-Learning Methods to Improve Student Performance and Scientific Interest in a Large Introductory Oceanography Course // Journal of Geoscience Education. - 2001. - Vol. 49, Issue 2. - P. 111-119. - DOI: https://doi.org/10.5408/1089-9995-49.2.111.


Для цитирования:


Дзюба Е.В., Массалова А.Э. ИГРОВЫЕ ИНТЕРАКТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ РКИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ. Педагогическое образование в России. 2019;(2):46-55. https://doi.org/10.26170/po19-02-05

For citation:


Dziuba E.V., Massalova A.E. GAME AND INTERACTIVE TECHNOLOGIES AT THE LESSONS OF RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE IN A COLLEGE. Pedagogical Education in Russia. 2019;(2):46-55. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-02-05

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)