Preview

КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ПРИРОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.26170/po19-02-04

Полный текст:

Аннотация

Современная педагогика искусства испытывает потребность в определении принципов музыкального образования, исходящих не из общедидактических закономерностей преподавания музыки как учебного предмета, подобного физике, химии и др., а самой природы музыки, способствующих рождению эмоций у слушателя, активизации процесса формирования ценностно-смысловых отношений, пониманию мира и собственной личности. Одной из причин этого положения дел в музыкальной педагогике является невнимание к постижению сущностных характеристик музыки и подмена адекватных ее природе принципов музыкального образования общедидактическими принципами. Статья посвящена концептуально-методологической рефлексии природы феномена музыкального искусства и его функций. Авторы проводят сравнительный анализ физической, теологической, психологической, феноменологической концепций природы музыки. В качестве приоритетной нами выделена феноменологическая концепция музыки как система понимания музыки, отражающая ее сущностные онтологические и антропологические характеристики. Показана глубинная связь феноменологической и герменевтической концепций музыки. Исходя из синергии феноменологических и герменевтических характеристик музыкального искусства, обоснованы универсальные экзистенциально-антропологические и герменевтические принципы современного музыкального образования. В силу большого многообразия принципов музыкального образования, предлагаемых в отечественной музыкально-педагогической литературе, акцентирована проблема классификации принципов музыкального образования и предложен один из подходов их классификации с точки зрения их универсальности: универсальные (метапринципы), общедидактические и частнодидактические принципы музыкального и художественного образования.

Об авторах

Л. А. Беляева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Н. Г. Тагильцева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


И. Г. Чугаева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Ц. Цзя
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Адорно Т. Социология музыки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://royallib.com/book/ adorno_teodor/izbrannoe_sotsiologiya_muziki.html.

2. Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. Античность и Средневековье / в пер. и под ред. С. А. Мальцевой. - СПб. : Пневма, 2001. - 604 с.

3. Архипова М. В., Шутова Н. В. К проблеме использования специально организованного музыкального воздействия в учебном процессе // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. - Т. 7. - № 3. - С. 171.

4. Беляева Л. А., Чугаева И. Г. Вызовы искусства постмодерна и современные практики художественного образования // Педагогическое образование - 2016. - № 6. - С. 231-238.

5. Беляева Л. А., Чугаева И. Г. Музыкальное образование и экзистенциальный опыт человека: философско-методологический и методический аспекты // Педагогическое образование - 2017. - № 8. - С. 13-20.

6. Гринева И. М. Изучение особенностей музыкального восприятия у больных с начальными проявлениями неполноценности кровоснабжения мозга : автореф. дис. … канд. мед. наук. - Л., 1981. - 22 с.

7. Захарова Н. Н. Функциональные изменения центральной нервной системы при восприятии музыки /Н. Н. Захарова, В. М. Авдеев // Журн. высш. нерв. деят. - 1982. - Т. 32. - Вып. 5. - С. 915-929.

8. Комарова А. Н. Русская духовная музыка как умозрение в звуках [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dissercat.com/content/russkaya-dukhovnaya-muzyka-kak-umozrenie-v-zvukakh.

9. Куренкова Р. А. Феноменологическая эстетика музыки. - Владимир : ВГПУ, 2006. - 344 с.

10. Лосев А. Ф. Из ранних произведений. - М. : Правда, 1990. - 647 с.

11. Мартынов В. Музыка стала жвачкой [Электронный ресурс] // Культура. - 2013. -10 февр. -Режим доступа: http://portal-kultura.ru/articles/music/2783-vladimir-martynov-muzyka-stala-zhvachkoy/.

12. Медушевский В. В. Духовно-нравственный анализ музыки [Электронный ресурс] :учеб.пособие. - Режим доступа: https://portal-slovo.ru/art/35812.php?ELEMENT_ID=35812&PAGEN_1=3.

13. Мыслители Греции. От мифа к логике: Сочинения. - М., 1999. - 832 с.

14. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://royallib.com/book/nitsshe_fridrih/rogdenie_tragedii_ili_ellinstvo_i_pessimizm.html.

15. Тагильцева Н. Г. Художественное общение в познании детьми музыкального искусства // Искусствознание: теория, история, практика. - 2011. - № 1(1). - С. 148-154.

16. Хайдеггер М. Исток художественного творения. - М. : Академический проект, 2008. - 528 с.

17. Школяр Л. В. Основные тенденции преподавания предметов искусства в современной общеобразовательной школе (на примере уроков музыки) // Образование и инновации. - 2012. - № 3. - С. 45-48.

18. Шпет Г. Г. Эстетические фрагменты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fanread.ru/book/3340799/.

19. Шушарджан С. В., Шушарджан Р. С. От эмпирики до науки - становление музыкальной терапии [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://kazgik.ru/kcontent/main/conference_competition/ electronic_conferences/materialy-k-konferentsii-art-terapiya/9_4.pdf.

20. Щедрина И. О. Новые аспекты современной нарратологии (размышление над книгой) // Вопросы философии. - 2017. - № 9. - С. 82-90.

21. Щербакова А. И. Музыка в жизни и жизнь в музыке // Ученые записки Российского государственного социального университета. - 2013. - № 2. - Т. 1. - С. 53-56.

22. Ван Бинг О терапевтическом аспекте педагогической системы К. Орфа = «奥尔夫音乐治疗方面的研究». - Пекин : Изд-во центральной консерватории, 1995. - 89 c.

23. Ляо Найсюн. Методология педагогики музыкального образования = 音乐教学法. - Пекин : Изд-во центральной консерватории, 2005. - 114 c.


Для цитирования:


Беляева Л.А., Тагильцева Н.Г., Чугаева И.Г., Цзя Ц. КОНЦЕПТУАЛЬНО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКАЯ РЕФЛЕКСИЯ ПРИРОДЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА И УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Педагогическое образование в России. 2019;(2):38-45. https://doi.org/10.26170/po19-02-04

For citation:


Belyaeva L.A., Таgiltseva N.G., Chugaeva I.G., Czya Ts. CONCEPTUAL AND METHODOLOGICAL REFLECTION NATURE OF MUSICAL ART AND UNIVERSAL PRINCIPALS OF MUSIC EDUCATION. Pedagogical Education in Russia. 2019;(2):38-45. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-02-04

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)