Preview

САМОРАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

https://doi.org/10.26170/po19-02-02

Полный текст:

Аннотация

Актуальность статьи обусловлена тем, что современная система образования РФ переживает активное реформирование с целью повышения качества образования, профессиональной компетентности специалистов этой области и минимизации профессиональных дефицитов у них. Все это предполагает динамичные изменения не только на уровне структуры системы образования и образовательной деятельности, но на уровне серьезных изменений в плане подхода к профессиональной деятельности, ее осуществлению и реализации себя в ней. То есть речь идет о двух феноменах: саморазвитии и самореализации педагога, педагога-психолога, социального педагога и др. специалистов системы образования - которые необходимо всесторонне изучать, что является весьма актуальным для психолого-педагогической теории и практики, в том числе для разработки эффективных инструментов реализации реформ в образовании. Целями исследования стали: обзор литературы, посвященной проблеме теоретического осмысления сути научного содержания понятий «саморазвитие» и «самореализация» на основе сравнительного анализа, определение особенностей каждой категории, их границ, базовых характеристик и иерархической взаимосвязи в структуре личности, включенной в профессиональную деятельность, в частности в педагогическую, психолого-педагогическую. В статье уточняется с учетом различных теоретико-прикладных подходов в западной и отечественной психологии научное содержание категорий «саморазвитие» и «самореализация» в совокупности их существенных признаков. Осуществляется их развернутый сравнительный анализ с определением сходства, различий и взаимосвязи. Согласно структурной модели самореализации личности С. И. Кудинова - А. И. Крупнова (2008) выделяются ее формы: внешняя, внутренняя; виды: деятельностный, социальный, личностный. В преломлении саморазвития и самореализации к деятельности, уточняются содержания понятий «профессиональное саморазвитие» и «профессиональная самореализация», с выявлением их характеристик, этапов и параметров, а также специфики преломления в педагогической и психолого-педагогической деятельности. Уточняется содержание таких понятий, как «продуктивная профессиональная самореализация», «отрицательная профессиональная самореализация», «субъектность», «профессиональная самореализация учителя (педагога)», выделяются основные критерии продуктивной профессиональной самореализации, особенности самореализации личности педагога и педагога-психолога. В ходе работы была осуществлена операционализация изучаемых понятий, выявлены их наиболее важные характеристики для проведения дальнейшего исследования уровня развития профессиональной самореализации работников системы образования. Сравнительный анализ изучаемых категорий позволил нам прийти к выводам: 1) категории «саморазвитие» и «самореализация» - близкие, но неодинаковые научные понятия, каждое из которых имеет свое научное содержание, границы и существенные характеристики; 2) саморазвитие представляет собой некий деятельностный контекст самореализации личности и - шире - ее самоосуществления; 3) саморазвитие и самореализация личности являются взаимодополняющими и взаимосвязанными процессами в структуре личности, но саморазвитие первично и направлено на саму личность, а самореализация - вторична и представляет личность во вне; 4) саморазвитие осуществляется в контексте самотрансценденции личности и представляет собой совокупность базовых и потенциальных качеств, обеспечивающих возможность ее поступательного развития, и тесно связано с такими чертами личности, как рефлексивность, открытость, самодетерминированность, убежденность в самоэффективности и др.; 5) самореализация - это всегда процесс, тот путь развития и преобразования личности, который она сама выбирает и осуществляет в том или ином виде профессиональной деятельности, в частности за счет таких черт личности, как самостоятельность, инициативность, креативность, ответственность, организованность, способность к интеграции и консолидации в групповой деятельности; 6) профессиональная самореализация педагогических работников, с одной стороны, имеет сходные показатели, с другой - специфические отличия, обусловленные своеобразием направления деятельности, например, педагогической, психолого-педагогической; 7) проблемы профессионального саморазвития и самореализации учителя (педагога) более разработаны и обобщены в психологии (педагогической психологии), по сравнению с другими категориями педагогических работников, например педагога-психолога, что нуждается в дополнительном изучении, систематизации и обобщении.

Об авторах

Е. Л. Афанасенкова
Сахалинский государственный университет
Россия


Н. Н. Васягина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М. : Мысль, 1991. - 299 с.

2. Айбазова С. Р. Роль ценностно-смысловой направленности в динамике самореализации личности : автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2015. - 22 с.

3. Афанасенкова Е. Л. Мотивационная сфера, мотивация и мотивы будущих специалистов в системе их профессиональной подготовки : монография. - Южно-Сахалинск : Кано, 2017. - 294 с.

4. Афанасенкова Е. Л. Саморазвитие и самореализация в профессиональной деятельности работников системы образования // Психология и жизнь: актуальные проблемы психологии образования : мат-лы III Междунар. науч.-практ. конф. (14-15 ноября 2018 г., г. Минск) / редкол.: С. И. Коптева, Л. А. Пергаменщик (отв. ред.). - Минск : БГПУ, 2018. - С. 474-480.

5. Базаева Ф. У. Самореализация личности в педагогической деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2011. - № 2. - С. 25-30.

6. Байлук В. В. Профессиональная самореализация личности [Электронный ресурс] // Секция 5. Самореализация человека в условиях социально-профессиональной мобильности. - С. 208-213. - Режим доступа: http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/675/1/spm_2014_44.pdf (дата обращения: 16.09.2018).

7. Батаршев А. В., Макарьев И. С. Творческая самореализация педагога как основа профессионально-личностного становления // Человек и образование. - 2013. - № 3 (36). - С. 38-42.

8. Васягина Н. Н. Профессионально-личностная направленность педагога: актуальное состояние и возможности оптимизации // Актуальные проблемы психологии образования : коллективная монография. - Екатеринбург : УрГПУ, 2015. - С. 151-177.

9. Васягина Н. Н., Почтарева Е. Ю. Психологическая структура самодетерминации как личностно-профессиональной характеристики субъекта педагогической деятельности // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 7. - С. 43-48.

10. Вахромов Е. Е. Понятия «самоактуализация» и «самореализация» в психологии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://hpsy.ru/public/x041.htm (дата обращения: 14.10.2018).

11. Владимирова Ю. В. Изучение психологических особенностей самореализации и профессиональной идентичности действующих психологов образования // Вестник Башкирск. ун-та. - 2015. - № 2. - С. 700-703.

12. Водянова Н. В. Самореализация личности в пространстве интернета: философско-антропологический аспект : автореф. дис. … канд. филос. наук. - Челябинск, 2009. - 20 с.

13. Ворожко Ю. Н. Социокультурные основания самореализации личности: философско-антропологический аспект : дис.. канд. философ. наук. - Ростов н/Д., 2014. - 169 с.

14. Гальперин П. Я. Проблема деятельности в советской психологии // Психология как объективная наука: избранные психологические труды / под ред. А. И. Подольского. - Воронеж : МОДЭК ;М. : Институт практической психологии, 1998. - С. 249-271.

15. Гиль Л. Б., Чеховских К. А. Способность к саморазвитию в контексте гуманитаризации образования [Электронный ресурс] // Педагогика и психология. - C. 14-16. - Режим доступа: http://izvestia.asu.ru/ 2012/2-1/peda/Th eNewsOfASU-20122-1-peda-02.pdf (дата обращения: 07.04.2018).

16. Голованова Н. Ф., Дерманова И. Б. Саморазвитие личности как предмет педагогики и психологии // Вестник СПбГУ.Серия 12. - 2015. - Вып. 3. - С. 51-63.

17. Загвязинский В. И., Емельянова И. Н. Теория обучения и воспитания. - М. :Юрайт, 2016. - 314 с.

18. Зуева С. П. Самореализация человека в профессиональной деятельности [Электронный ресурс] // Концепт. - 2013. - № 2 (18). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/samorealizatsiya-cheloveka-v-professionalnoy-deyatelnosti (дата обращения: 24.09.2018).

19. История и философия науки: Энциклопедический словарь. - Нижневартовск : Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2010. - 342 с.

20. Кириченко А. М. Профессиональная самореализация учителя в условиях трансформирующегося российского общества : дис. … канд. пед. наук. - Ставрополь, 2005. - 165 с.

21. Конюхов Н. Н. Прикладные аспекты современной психологии: термины, законы, концепции, методы. - М. : Знание, 1994. - 203 с.

22. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: затруднения в профессиональной сфере. - СПб. : Речь, 2005. - 222 с.

23. Коростылева Л. А. Психология самореализации личности: основные сферы жизнедеятельности : автореферат дис.. д-ра психол. наук. - СПб., 2001. - 39 с.

24. Крупнов А. И. Системно-диспозиционный подход к изучению личности и ее свойств // Вестник Российского университета дружбы народов. - 2006. - № 1 (3). - С. 63-74.

25. Кудинов С. И. Полисистемный подход исследования самореализации личности // Сибир. пед. журн. - 2007. - № 11. - С. 335-344.

26. Кудинов С. И., Владимирова Ю. В. Роль профессиональной идентичности в самореализации психологов-педагогов // Вестник Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Педагогика и психология. - М. - 2015. - № 3. - С. 30-38.

27. Кудинов С. И., Крупнов А. И. Системная модель самореализации личности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика. - 2008. - № 1. - С. 28-37.

28. Кудинов С. И., Кудинов С. С., Горбанёва Л. А. Психологический анализ профессиональной самореализации личности психологов // Вектор науки ТГУ. - 2011. - № 4 (18). - С. 431-434.

29. Манжос Л. В., Хазова С. А., Хатит Ф. Р. Особенности профессиональной самореализации педагогов в современных условиях // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2015. - № 3 (162). - С. 83-89.

30. Милинис О. А. Субъектно-ориентированный подход к развитию культуры творческой самореализации студентов-педагогов в креативной образовательной деятельности : автореф. дис. … д-ра пед. наук. - Казань, 2012. - 50 с.

31. Минияров В. М., Эстерле А. Е. Факторы профессионального саморазвития педагога-психолога в ходе профессиональной деятельности // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Психология и педагогика.- 2017. - Т. 14. - № 1. - С. 26-37.

32. Муляр В. И. Самореализация личности как социальный процесс: методолого-социологический аспект : автореф. дис.. канд. философ. наук. - Киев, 1990. - 16 с.

33. Немолот Е. В. Особенности профессиональной самореализации педагогов-психологов в условиях малого города [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - Пенза : Академия Естествознания. - 2013. - № 6. - Режим доступа: https://www.science-education.ru/pdf/2013/6/903.pdf (дата обращения: 27.10.2018).

34. Ниязбаева Н. Н. Возможность самоосуществления личности с позиции экзистенциальной психологии[Электронный ресурс] :сборник мат-лов II Междунар. науч.-практ. конф. «Риски современности» в рамках «Дней экзистенциальной психологии в Кемерово» (17-18 марта 2010 г., г. Кемерово) / под ред. О. В. Лукьянова. - Кемерово : ПОЛИГРАФ. - 193 с. - Режим доступа: http://www.iandfamily.ru/ matconf2010 (дата обращения: 12.11.2018).

35. Омельченко Е. А. Сущностная характеристика понятия «самореализация» в научной литературе [Электронный ресурс] // Инновации в науке и образовании : мат-лы V Всерос. науч.-практ. конф. (30 мая 2017 г., г. Новосибирск). - Новосибирск : ЦСРНИ, 2017. - C. 63-96. - Режим доступа: http://www.csrni.ru/conf/2017/05/30/007.php (дата обращения: 10.10.2018).

36. Перлз Ф. Гештальт-семинары:пер. с англ. - М. : Институт Общегуманитарных Исследований, 2008. - 352 с.

37. Подымова Л. С., Макарова Л. Н. Самореализация личности как психолого-педагогическая проблема: синергетический подход // Вестник ТГУ. - 2009. - Вып. 1. - С. 89-93.

38. Пошук К. Профессиональная самореализация личности как психологическая проблема[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.info-library.com.ua/libs/stattya/4579-profesijna-samorealizatsija-osobistosti-jak-psihologichna-problema.html (дата обращения: 18.10.2018).

39. Свидерская С. П. Научно-исследовательская деятельность как условие совершенствования профессиональной самореализации педагога : автореф. дис. … канд. пед. наук. - Калининград, 2016. - 24 с.

40. Свидерская С. П. Профессиональная самореализация педагога посредством научно-исследовательской деятельности // Научное обозрение. Педагогические науки. - 2016. - № 4. - С. 46-65.

41. Сергеева Н. И. Профессионально-личностное саморазвитие как цель профессионального роста педагога [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 2 (часть 1). - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=18933 (дата обращения: 25.10.2018).

42. Сизова Л. А. Психологические детерминанты профессионально-личностной самореализации медицинской сестры многопрофильного лечебного учреждения : автореф. дис. … канд. психол. наук. - Краснодар, 2015. - 26 с.

43. Сластенин В. А., Исаев И. Ф., Шиянов Е. Н. Педагогика : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. - М. : Академия, 2002. - 576 с.

44. Смирнов Б. А., Королев А. В. Энциклопедический словарь: Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология, эргономика / сост. Б. А. Душков; ред. Б. А. Душков. - Екатеринбург : Деловая книга, 2000. - 462 с.

45. Ушинский К. Д. Педагогические сочинения : в 6 т. - М. : Педагогика, 1988. - Т. 1. - 414 с.

46. Фризен М. А. Феномен «саморазвития» в проблемном поле современной психологии // Вестник КРАУНЦ. Гуманитарные науки. - 2013. - Вып. 1 (21). - С. 75-85.

47. Эстерле А. Е. Современные представления о содержании понятия «Профессиональное саморазвитие личности» // Самарский научный вестник. - 2014. - № 4 (9). - С. 147-148.

48. Ярославова Е. Н. Готовность личности к самореализации в профессиональной сфере как педагогическая проблема // Человек. Спорт. Медицина. - 2007. - № 26 (98). - С. 61-66.

49. Adler A. The individual psychology of Alfred Adler: A systematic presentation in selections from his writings. - New York : Harper & Row, 1964. - 496 р.

50. Maslow A. H. The farther reaches of human nature. - Penguin books, 1971. - 430 р.

51. Rogers C. R. A Theory of Therapy, Personality, and Interpersonal Relationships: As Developed in the Client-Centered Framework // Psychology: A Study of a Science. Foormulations of the Person and the Social Context / Ed. by S. Koch. - New York : McGraw Hill, 1959. - Vol. 3. - P. 184-256.

52. Vasyagina N. N.,Vasyagina S. A., Seryy A. V. Features of professional and personal orientation of the teacher// Astra Salvensis. - 2018. - Т. 6. - № S2. - С. 141-153.


Для цитирования:


Афанасенкова Е.Л., Васягина Н.Н. САМОРАЗВИТИЕ И САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Педагогическое образование в России. 2019;(2):10-30. https://doi.org/10.26170/po19-02-02

For citation:


Afanasenkova E.L., Vasyagina N.N. SELF-DEVELOPMENT AND SELF-ACTUALIZATION OF TEACHERS IN PROFESSIONAL ACTIVITIES. Pedagogical Education in Russia. 2019;(2):10-30. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-02-02

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)