Preview

РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОГО ЗАЩИТНОГО И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

https://doi.org/10.26170/po19-01-15

Полный текст:

Аннотация

В статье обсуждается проблема безопасности защитного и совладающего поведения, которое обеспечивает психологическую безопасность образовательной среды и ее субъектов. Поднимается вопрос недостатка практических инструментов по формированию и оптимизации безопасного защитного и совладающего поведения. Целью работы является разработка и апробация программы социально-психологического тренинга по оптимизации защитного и совладающего поведения студентов в образовательной среде. На основании ранее проведенных исследований (число участников - 338), по результатам которых выделены четыре безопасных/небезопасных типа поведения: альтруистичное, виктимное, невротичное, адаптивное - и построена модель безопасного и небезопасного защитного и совладающего поведения студентов в образовательной среде, разработана программа социально-психологического тренинга. Программа тренинга реализуется в несколько этапов: подготовительный этап - проведение первичной диагностики защитного и совладающего поведения; основной этап - реализация тренинга; заключительный этап - выходная диагностика; посттренинговое сопровождение в форме индивидуальных консультаций. После тренинга проводится оценка эффективности программы в соответствии с выделенными критериями эффективности. Программа тренинга апробирована на группе магистрантов первого года обучения Института психологии УрГПУ (10 человек, г. Екатеринбург). Разработанная программа показала свою эффективность: участники стали чувствовать себя более защищенно в образовательной среде, расширили репертуар стратегий совладания с трудными ситуациями, повысилась сплоченность в группе, а также улучшился ее психологический климат. Программу тренинга можно использовать для повышения психологической безопасности студентов и преподавателей, для формирования безопасной образовательной среды средних и высших профессиональных учебных заведений, для повышения сплоченности групп нового набора, как элемент адаптационных мероприятий для первокурсников.

Об авторах

Д. М. Никифорова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


А. Д. Бойко
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Арендачук И. В. Копинг-стратегии студентов как факторы преодоления рисков образовательной среды вуза // Национальная ассоциация ученых. - 2015. - № 5 (10). - С. 87-90.

2. Бехтер А. А. Оптимизация совладающего поведения специалиста путем развития рефлексивности личности (эмпирическое исследование) // Акмеология. - 2014. - № 1. - С. 138-144.

3. Валиева Ф. И., Руснак Е. В. Особенности использования копинговых стратегий в образовательной среде // Научно-технические ведомости Санкт-Петербургского государственного политехнического университета. Гуманитарные и общественные науки. - 2013. - № 184. - С. 98-104.

4. Возжеников А. В. Национальная безопасность: теория, политика, стратегия. - М., 2000. - 234 с.

5. Зотова О. Ю. Современные отечественные концепции психологии безопасности // Человеческий капитал. - 2016. - № 4. - С. 133-134.

6. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Индивидуальные траектории психологической безопасности личности: понятие и типы // Psihologie. Pedagogie specială. Asistenţă Socială. - 2015. - № 4. - С. 61-69.

7. Краснянская Т. М., Тылец В. Г. Психологический анализ уровней безопасности человека // Изв. Гомельск. гос. ун-та им. Ф. Скорины. - 2016. - № 2 (95). - С. 31-36.

8. Луева М. В. Представления о совладающем поведении в контексте современного образования // Наука и школа. - 2015. - № 1. - С. 195-200.

9. Макарова М. В. Совладающее поведение студентов в зависимости от удовлетворенности психологической образовательной средой (на примере ФБГОУИ ВО МГГЭУ) [Электронный ресурс] // Психолог. - 2015. - № 3. - С. 102-125. - Режим доступа: http://e-notabene.ru/psp/article_15383.html (дата обращения: 06.12.2018).

10. Никифорова Д. М. К вопросу о безопасности защитного и совладающего поведения студентов в образовательной среде [Электронный ресурс] // СПЖ. - 2016. - № 62. - С. 113-126. - Режим доступа: http:// journals.tsu.ru/psychology/&journal_page=archive&id=1505&article_id=33133 (дата обращения: 06.12.2018).

11. Никифорова Д. М. Модель защитного и совладающего поведения личности в образовательной среде // Материалы съезда Рос. психол. о-ва / сост. Л. В. Артищева ; под ред. А. О. Прохорова, Л. М. Попова, Л. Ф. Баяновой и др. - Казань : Изд-во Казан. ун-та. - 2017. - Т. 2. - С. 417-418.

12. Старченкова Е. С. Программа обучения конструктивному совладающему поведению в профессионально трудных ситуациях // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Сер. 16. Психология. Педагогика. - 2016. - № 2. - С. 122-134.

13. Gwendolyn P. K. Improving school climate to reduce student health risks // Monitor on Psychology. - 2015. - Vol. 46. - No. 10. - P. 54.

14. DeAngelis T. Social awareness + emotional skills = successful kids // Monitor on Psychology. - 2010. - Vol. 41. - No. 4. - P. 46.

15. Didaskalou E., Skrzypiec G., Andreou E., Slee P. Taking action against victimisation: Australian middle school students’ experiences // Journ. of Psychologists and Counsellors in Schools. - 2017. - No. 27 (1). - P. 105-122.

16. Frydenberg E. Coping and the challenge of resilience. - Palgrave Macmillan, 2017. - 255 p.

17. Marraccini M. E., Brier Z. M. School Connectedness and Suicidal Thoughts and Behaviors: A Systematic Meta-Analysis // School Psychology Quarterly. - 2017. - Vol. 32. - No. 1. - P. 5-21.

18. Smith D. What makes teens feel connected to their schools? // Monitor on Psychology. - 2002. - Vol. 33. - No. 7. - P. 13.

19. Vbudushee [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vbudushee.ru/programs.html (дата обращения: 05.12.2018).


Для цитирования:


Никифорова Д.М., Бойко А.Д. РАЗРАБОТКА ПРОГРАММЫ ПО ОПТИМИЗАЦИИ БЕЗОПАСНОГО ЗАЩИТНОГО И СОВЛАДАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ СТУДЕНТОВ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ. Педагогическое образование в России. 2019;(1):105-112. https://doi.org/10.26170/po19-01-15

For citation:


Nikiforova D.M., Boyko A.D. DEVELOPMENT OF A PROGRAM OF OPTIMIZATION OF SAFE DEFENSIVE AND COPING STUDENTS’ BEHAVIOR IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT. Pedagogical Education in Russia. 2019;(1):105-112. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-01-15

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)