Preview

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ

Полный текст:

Аннотация

В статье в опоре на ситуационную теорию лидерства раскрываются пути решения проблемы выявления и формирования лидерских качеств студентов в процессе активного включения в ситуацию художественного творчества. Производится анализ литературы, касающейся лидерства в менеджменте, социологии, психологии, педагогике, обобщаются идеи авторов, раскрывающих наиболее значимые лидерские качества, выявленные в ходе теоретического анализа и экспериментальных исследований. На основе анализа работ по менеджменту, педагогике, психологии и художественному образованию определяются группы таких лидерских качеств, которые наиболее часто встречаются в трудах исследователей: организационные, интеллектуальные, коммуникативные и креативные. Анализируются возможности художественной деятельности по созданию художественного продукта и восприятию искусства в проявлении этих качеств. Цель статьи - раскрыть возможности формирования каждой группы лидерских качеств в художественной деятельности. Доказывается, что группы лидерских качеств, определяемые как личные, проявляются в художественной деятельности у каждого создателя художественного произведения. Подчеркивается, что процесс выявления организационных лидерских качеств в художественной деятельности может происходить при реализации принципа единства художественного и технического. В основе формирования группы интеллектуальных лидерских качеств может лежать принцип полихудожественности. Для формирования группы коммуникативных лидерских качеств могут быть использованы диалогические формы обучения, в том числе и художественный диалог. Формированию креативных лидерских качеств способствует принцип вариативности обучения, стимулирующий обучающихся на участие в конкурсной деятельности, предоставляющей возможность предъявлять художественные проекты на суд публики и жюри.

Об авторе

Н. Г. Тагильцева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Бибикова Н. Б., Нехорошков С. Б. Социология исполнительства // Вестник НГУЭУ. - 2013. - № 3. - С. 132-139.

2. Буянова Н. Б. Феномен лидерства в искусстве (на примере дирижерско-исполнительской деятельности). - М. : МГПИ им. А. Г. Шнитке, 2011. - 304 с.

3. Выготский Л. С. Психология искусства. - М. : Искусство, 1965. - 380 с.

4. Герасименко И. О. Развитие лидерских качеств у подростков в условиях вокально-хорового кружка // Вестник современной науки. - 2016. - № 9 (21). - С. 118-121.

5. Каган М. С. Мир общения: Проблема межсубъектных отношений. - М. : Политиздат, 1988. - 319 с.

6. Кайгородова Э. Б. Ценности личности как условия развития лидерских качеств у юношей и девушек // Вестник Астраханского государственного технического университета. - 2008. - № 4. - С. 200-203.

7. Конышева Л. Н. Лидерские качества личности и условия их формирования: историко-педагогический аспект // Сибирский педагогический журнал. - 2007. - № 15. - С. 82-90.

8. Лебединская И. В. О феномене лидерства и лидеров. Роль образования и воспитания в формировании лидерских качеств личности // Совет ректоров. - 2016. - № 1. - С. 40-45.

9. Лепаев Р. О. Формирование лидерской позиции студентов в учреждениях среднего профессионального образования на занятиях по предмету «Мировая художественная культура» современными средствами обучения // Новое в психологических исследованиях. - 2015. - № 4. - С. 41-46.

10. Лесина Л. А. Лидерство в образовании: социологический анализ : дис.. канд. социол. наук. - Екатеринбург, 2002. - 165 с.

11. Савина Н. В., Лаздина Т. И. О лидерской компетенции будущих менеджеров и возможности ее освоения в образовательном процессе вуза [Электронный ресурс] // Письма в Эмиссия. - 2015. - Режим доступа: http://www.emissia.org/offline/2015/2426.htm.

12. Современный образовательный процесс: основные понятия и термины. - М. : Компания Спутник+, 2006. - 191 с.

13. Тагильцева Н. Г. Полихудожественный подход в организации процесса обучения учителей музыки в педагогическом вузе // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 5. - С. 147-152.

14. Юсов Б. П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников (новая парадигма) // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (25-27 августа 1997). - Астрахань, 1997. -С. 214-220.

15. Adair J. Develop Your Leadership Skills. - London and Philadelphia : Kogan Page, 2007. - 89 р.

16. Fiedler F. E. and Garcia J. E. New Approaches to Leadership, Cognitive Resources and Organizational Performance. - New York : John Wiley & Sons, 1987. - 250 р.

17. Pont B., Nusche D., Moorman Н. Improving school leadership. - OECD. - 2008. - Vol. 1. - 578 p.

18. Townsend T., MacBeath J. International Handbook of Leadership for Learning [Electronic resource] // London : Springer, 2011. - DOI 10.1007/978-94-007-1350-5. - Mode of access: https://www.essr.net/../ ebooksclub.org__International_Handbook_of_Leadership_for.

19. Caust J. Arts Leadership: International Case Studies. - Melbourne : Tilde Publishing and Distribution, 2013. - 228 p.


Для цитирования:


Тагильцева Н.Г. ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ СТУДЕНТОВ. Педагогическое образование в России. 2018;(1):112-117.

For citation:


Таgiltseva N.G. ARTISTIC ACTIVITY IN DEVELOPMENT OF STUDENTS’ LEADERSHIP PROPERTIES. Pedagogical Education in Russia. 2018;(1):112-117. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)