Preview

ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПСИХОЛОГА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ

https://doi.org/10.26170/po19-01-14

Полный текст:

Аннотация

В системе образования актуальна проблема развития и внедрения профессиональных образовательных программ обучения педагогов-психологов. В данной статье рассматривается проблема формирования и развития коммуникативной компетенции психолога в сфере среднего образования, а также проводится контент-анализ проективных методик по определению уровня осведомленности школьников старших классов о деятельности психолога. Акцент делается на особенностях коммуникативной компетентности психологов, рассматриваемой как главная, ключевая компетентность, которой должен обладать психолог. Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования предъявляют высокие требования к профессиональным компетенциям современного психолога, что особенно важно для учреждений, ведущих образовательную деятельность. В стандарте четко прописаны требования к трудовым функциям, образованию и опыту работы психолога. Стандартом определяются такие направления, как непосредственное консультирование обучающихся, педагогов и родителей по возникающим психологическим проблемам и другим профессиональным вопросам; просветительская работа в области современных психологических исследований; информирование о различных видах психологической помощи. При этом реалии современного образовательного процесса характеризуются противоречиями. Главное противоречие заключается в том, что на практике деятельность психолога по большей части сводится к ведению различной документации, написанию планов и отчетов, составлению протоколов, журналов и т. п. и в меньшей степени включает непосредственное взаимодействие психолога и участников образовательного процесса, т. е. выполнение его основных трудовых функций. Современная система образования основана на компетентностном подходе, что поставило задачу формирования, развития и идентификации профессиональных компетенций психолога в образовании. Профессиональная деятельность психолога в средней школе должна быть сосредоточена на учениках, создании психолого-педагогических условий для их развития в школьной окружающей среде, а также на решении социальных и психологических проблем.

Об авторе

Н. С. Ливак
Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М. Ф. Решетнева
Россия


Список литературы

1. Битянова М. Р. Организация психологической работы в школе. - М. : Совершенство, 1997. - 299 с.

2. Буртовая Н. Б. Коммуникативная компетентность личности и социально-психологические факторы ее развития: на примере студентов - будущих педагогов-психологов : дис. … канд. психол. наук. - Томск, 2004. - 176 с.

3. Дубровина И. В. Руководство практического психолога: психическое здоровье детей. - 4-е изд. - Екатеринбург : Деловая книга, 2000. - 176 с.

4. Емельянов Ю. Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л. : Изд-во ЛГУ, 1985. - 168 с.

5. Зимняя И. А. Общая культура и социально-профессиональная компетентность человека // Высшее образование сегодня. - 2000. - № 11. - С. 14-20.

6. Иванов Д. А. Компетентности и компетентностный подход в современном образовании. - М. : Чистые пруды, 2007. - 32 с.

7. Кошель Н. Н. Профессиональная компетентность как базовая категория последипломного образования // Адукацыя i выхаванне. - 2005. - № 9. - С. 8-15.

8. Куницина В. Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение : учеб. для вузов. - СПб. : Питер, 2001. - 544 с.

9. Микляева Н. В. Работа педагога-психолога в ДОУ : метод. пособие. - М. : Айрис-пресс, 2005. - 384 с.

10. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка / Рос. акад. наук, Ин-т рус. яз. им. В. В. Виноградова. - 4-е изд., доп. - М. : Азбуковник, 1997. - 944 с. - ISBN 5-89285-003-X.

11. Педагог-психолог в сфере образования: профессиональный стандарт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://nsportal.ru/sites/default/files/2016/01/15/prof_standart_psychologist.pdf.

12. Пономарев И. Б., Трубочкин В. П. Введение в специальность и обучение практического психолога ОВД. - М., 1995. - 31 с.

13. Руденский Е. В. Социальная психология : курс лекций для вузов. - М. : ИНФРА-М ; Новосибирск : НГАЭиУ, 1999. - 224 с.

14. Слободчикова В. И. Антропологическая перспектива отечественного образования. - М. ; Екатеринбург, 2009. - 264 с.

15. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 030300 «Психология». - М., 2010.

16. Чиркова Т. И. Психологическая служба в детском саду. - М. : Педагогическое о-во России, 2001. - 224 с.

17. Шаграева О. А., Козлова С. А. Детский практический психолог. - М., 2004. - 672 с.


Для цитирования:


Ливак Н.С. ОСОБЕННОСТИ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ПСИХОЛОГА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ. Педагогическое образование в России. 2019;(1):100-104. https://doi.org/10.26170/po19-01-14

For citation:


Livak N.S. SPECIFIC FEATURES OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF PSYCHOLOGIST IN THE SPHERE OF EDUCATION. Pedagogical Education in Russia. 2019;(1):100-104. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-01-14

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)