Preview

ОСОБЕННОСТИ САМОРАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ

https://doi.org/10.26170/po19-01-13

Полный текст:

Аннотация

Феномен саморазрушающего поведения (СРП) в психологической науке изучен недостаточно. Однако данная проблема стоит довольно остро и требует тщательного рассмотрения. С СРП ежедневно сталкиваются подростки, их родители и педагоги. Для создания эффективной модели профилактики СРП у обучающихся необходимо детальное изучение особенностей этого явления, выявление связей и степени обусловленности различными факторами. В данной статье приводятся результаты сравнительного анализа особенностей СРП обучающихся в зависимости от пола, возраста и типа образовательного учреждения. Анализ результатов осуществлялся на основе математико-статистической обработки данных с использованием статистического пакета «IBM SPSS Statistics 10.0». В результате исследования были выявлены особенности саморазрушающего поведения обучающихся в зависимости от пола, возраста и типа образовательного учреждения. В исследовании приняли участие 130 подростков, обучающихся в различных типах образовательных учреждений Свердловской области. Было установлено, что возраст 13-14 лет является критическим: в данном возрасте у большинства подростков наблюдаются склонности к нарушению норм и правил, склонности к агрессии и насилию, склонности к противоправному поведению, склонность решать проблемы посредством насилия, тенденция использовать унижение партнера как средство стабилизации самооценки. Анализ показал, что различные типы и виды СРП более распространены среди подростков женского пола. Полученные результаты свидетельствуют о том, что распространенность СРП среди образовательных учреждений, расположенных в мегаполисе, больше, чем в областных школах. Возможно, это происходит по причине большей доступности информации, которая может быть воспринята неадекватно возрасту, для подростков из городов. Полученные в исследовании результаты могут быть использованы для разработки комплексной профилактической программы СРП в условиях образовательного учреждения.

Об авторах

Н. Н. Васягина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Н. Б. Сычёва
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Баева И. А. Психологическая безопасность в образовании : моногр. - СПб. : СОЮЗ, 2002.

2. Васягина Н. Н. Делинквентность подростков: причины, особенности, профилактика // Интеграция науки и образования в XXI веке: психология, педагогика, дефектология : сб. статей по материалам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием. - 2016. - С. 15-23.

3. Васягина Н. Н. Межведомственное взаимодействие и социальное партнерство в профилактике делинквентного поведения подростков // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 9. - С. 117-122.

4. Змановская Е. В. Девиантология. - М. : Академия, 2003. - 288 с.

5. Крылов А. А. Психология. - М. : Проспект, 2005. - 496 с.

6. Лусканова Н. Г. Пути психологической коррекции аномалий развития личности // Здоровье, развитие, личность. - М. : Медицина, 1990.

7. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. - СПб. : Речь, 2005. - 445 с.

8. О’Коннор Р. Психология вредных привычек. - М. : Манн, Иванов и Фербер, 2015. - 256 с.

9. Попов Ю. В. Границы и типы саморазрушающего поведения у детей и подростков // Саморазрушающее поведение у подростков. - Л., 1991. - С. 5-9.

10. Старшенбаум Г. В. Аддиктология: психология и психотерапия зависимостей. - М. : Когито-Центр, 2006. - 285 с.

11. Сычёва Н. Б. Типы и виды саморазрушающего поведения обучающихся // Педагогическое образование в России. - 2018. - № 3. - С. 75-81.

12. Телепов М. Н., Телепова Н. Н. Интегрированный тест на выявление приверженности аддикции и аддиктивному поведению : метод. рекомендации. - Самара : СФ ГБОУ ВПО МГПУ, 2014. - 29 с.

13. Технологии психологической помощи в кризисных и чрезвычайных ситуациях : учеб.-метод. комплекс / И. А. Горьковая, А. А. Баканова, Т. В. Маликова, Р. А. Тимошенко, А. Е. Краснов. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 249 с.

14. Фетискин Н. П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. - М. : Изд-во Ин-а психотерапии, 2002. - C. 362-370.

15. Farberow N. L. Indirect self-destructive behavior: Classification and characteristics // The Many Faces of Suicide / Norman L. Farberow (ed.). - New York : McGraw-Hill Book Company, 1980.


Для цитирования:


Васягина Н.Н., Сычёва Н.Б. ОСОБЕННОСТИ САМОРАЗРУШАЮЩЕГО ПОВЕДЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ. Педагогическое образование в России. 2019;(1):93-99. https://doi.org/10.26170/po19-01-13

For citation:


Vasyagina N.N., Sycheva N.B. SPECIFIC FEATURES OF SELF-DESTRUCTIVE BEHAVIOR OF STUDENTS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(1):93-99. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-01-13

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)