Preview

ИНТЕГРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК УСЛОВИЕ СНИЖЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА

https://doi.org/10.26170/po19-01-11

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются особенности учета показателей биологического возраста в организации образовательного процесса по физическому воспитанию среди студентов вуза. Для практики физического воспитания определение биологического возраста по двигательному критерию является основополагающим элементом. Поэтому авторы исследования обращают внимание на карту «Проверь себя» (Ю. Н. Вавилов), которая оптимальна для выявления показателей биологического возраста. Цель исследования - поиск и анализ эффективных методов снижения показателей биологического возраста студентов вуза на основе интеграции двигательной и познавательной деятельности в образовательном процессе в рамках курса физического воспитания. В работе использованы следующие методы исследования: анализ научно-методической литературы, тестирование физической подготовленности, изучение продуктов деятельности студентов, методы математической статистики. В качестве респондентов выступили первокурсники двух факультетов, двигательная деятельность которых была направлена на снижение показателей биологического возраста. Респондентов предварительно ознакомили с особенностями работы с картой «Проверь себя»: расчетом общего уровня физической кондиции (ОУФК), составлением диаграммы и определением биологического возраста (БВ). Наряду с этим была предложена специально разработанная программа снижения показателей биологического возраста, а также предоставлена возможность выбора одного из альтернативных планов работы в этом направлении. Анализ результатов двигательной деятельности был ориентирован на установление среднегрупповой динамики исследуемого показателя, который продемонстрировал снижение. Познавательная деятельность в рамках курса была ориентирована на формирование знаний, умений и навыков, необходимых для работы с картой «Проверь себя». Было установлено, что процесс физического воспитания, основанный на снижении показателей биологического возраста, позволяет улучшить не только двигательную активность, но и познавательную деятельность студентов вуза.

Об авторах

Д. В. Цыбиков
Бурятский государственный университет
Россия


Р. В. Доржиева
Бурятский государственный университет
Россия


И. В. Орлова
Бурятский государственный университет
Россия


Список литературы

1. Астафьев В. С., Аглеев В. Ф., Гаськов А. В. Воспитание устойчивой потребности к самостоятельным занятиям физическими упражнениями будущих учителей : учеб. пособие. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят. госуниверситета, 2010. - 132 с.

2. Бекмансуров Х. А. Выбор пути физического совершенства и здоровья. - Елабуга : Андерсен, 2010. - 352 с.

3. Биологический возраст и методы его определения : моногр. / В. Е. Древин, Е. И. Новикова, Е. Ю. Надежкина, Г. А. Савин, О. С. Филимонова, Е. Г. Савина. - Волгоград : ФГБОУ ВПО «Волгоград. ГАУ», 2015. - 144 с.

4. Булгакова О. В., Шубин Д. А., Пономарев В. В. Влияние фитнес-технологий на физическое развитие и функциональную подготовленность студенток вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 4. - С. 48-49.

5. Вавилов Ю. Н., Вавилов К. Ю. Научно-практические предпосылки спортивно-оздоровительной программы для детей и молодежи // Теория и практика физической культуры. - 1995. - № 4. - С. 54-60.

6. Вавилов Ю. Н. Карта - «Проверь себя» (к индивидуальной системе самосовершенствования человека) // Теория и практика физической культуры. - 1997. - № 9. - С. 58-63.

7. Вавилов Ю. Н., Какорина Е. П., Вавилов К. Ю. Президентские соревнования // Физкультура в школе. - 1997. - № 6. - С. 51-57.

8. Галимова А. Г., Кудрявцев М. Д., Глубокий В. А., Галимов Г. Я. Обоснование содержания высокоинтенсивного функционального тренинга // Вестн. Бурят. гос. ун-та. - 2017. - № 1. - С. 143-148.

9. Линькова Н. А., Скутина Т. А. Интересы и потребности студентов в сфере физической культуры // Валеологические проблемы здоровьеформирования подростков, молодежи, населения : матер. 10-й Междунар. науч.-практ. конфер. - Екатеринбург : РГППУ, 2014. - С. 287-289.

10. Логунов В. И. Основные направления формирования потребности в систематических занятиях физическими упражнениями у студентов технического вуза // Теор. и практ. физ. культуры. - 2008. - № 6. - С. 32-34.

11. Маляренко Т. Н. Валеологические аспекты вузовского образования // Валеология. - 1996. - № 2. - С. 18-27.

12. Осипов А. Ю., Кудрявцев М. Д., Крамида И. Е., Ермаков С. С., Кузьмин В. А., Сидоров Л. К. Современные методики кардио-силового тренинга в физическом воспитании студенческой молодежи // Физическое воспитание студентов. - 2016. - № 6. - С. 34-39.

13. Подоруев Ю. В., Пихаев Р. Р., Заппаров Р. И. Система фитнеса в процессе физического воспитания студентов // Уч. зап. ун-та им. П. Ф. Лесгафта. - 2017. - № 9 (151). - С. 218-223.

14. Проверь себя: методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ktmls.narod.ru/news2009/informatika09/test.html.

15. Румба О. Г. Система педагогического регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп : автореф. дис. … д-ра пед. наук : 13.00.04. - СПб., 2011. - 52 с.

16. Саитов Р. М., Лисицкая Т. С. Функционально-круговая тренировка в оздоровительном фитнесе // Теория и практика физической культуры. - 2013. - № 12. - С. 99-104.

17. Тесленко В. И. Концептуальное осмысление оценки и измерения результатов обучения // Психология обучения. - 2010. - № 1. - С. 23-32.

18. Физическая культура в образовательном процессе вуза : учеб.-метод. пособие / сост. Д. В. Цыбиков, А. П. Атутов, С. В. Эрхеев. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят. госуниверситета, 2018. - 100 с.

19. Цыбиков Д. В., Доржиева Л. Г. Индивидуальная программа физической подготовки как средство повышения двигательной активности // Восток - Запад: современные процессы развития физической культуры, спорта, туризма и оздоровительных технологий : материалы 4-й Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием, посвящ. 50-летию образования ФФКСиТ БГУ. - Улан-Удэ : Изд-во Бурят. госуниверситета, 2010. - С. 50-55.


Для цитирования:


Цыбиков Д.В., Доржиева Р.В., Орлова И.В. ИНТЕГРАЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНОЙ И ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА КАК УСЛОВИЕ СНИЖЕНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БИОЛОГИЧЕСКОГО ВОЗРАСТА. Педагогическое образование в России. 2019;(1):77-83. https://doi.org/10.26170/po19-01-11

For citation:


Tsybikov D.V., Dorzhieva R.V., Orlova I.V. INTEGRATION OF MOTOR AND COGNITIVE ACTIVITY OF UNIVERSITY STUDENTS AS A REDUCING FACTOR OF BIOLOGICAL AGE INDICATORS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(1):77-83. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-01-11

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)