Preview

МОНОКУЛЬТУРНЫЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО: ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ

https://doi.org/10.26170/po19-01-10

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена дидактическому представлению монокультурной и межкультурной информации в системе преподавания русского языка как иностранного. Расширение контактов между Россией и Китаем имеет следствием появление ряда китайско-российских изданий на русском языке, совместных публикаций, переводов текстов с китайского языка на русский. Этот материал включает большое число текстов историко-политической тематики, которые, на наш взгляд, недостаточно используются в методике преподавания РКИ (русского языка как иностранного), однако имеют потенциальные возможности для эффективной дидактической обработки. Политический и исторический тексты являются неотъемлемыми составляющими фонда знаний о прошлом и настоящем двух сопредельных стран, об их политике и экономике. Материал монокультурных текстов соотносится с пятью видами его дидактического представления, связанными с информационной, трансформационной, стилистической, редукционной и лексико-грамматической обработкой текстов. Для каждого направления в статье приводятся задания, способствующие формированию как коммуникативной, так и историко-политической компетенции обучающихся в рамках одной культуры. Материал поликультурных текстов способствует, в свою очередь, формированию межкультурной компетенции. Отталкиваясь от типологии упражнений, разработанной А. Л. Бердичевским, И. А. Гиниатуллиным, И. П. Лысаковой и Е. И. Пассовым, автор статьи предлагает вариативную систему заданий, направленных на формирование умений и навыков, связанных с межкультурным чтением, пониманием, сравнением и применением нового межкультурного знания. Одновременно на материале этих заданий формируются умения и навыки, соотносимые с различными видами речевой деятельности. В целом монокультурные и поликультурные политические тексты, используемые в учебном процессе, помогают установлению диалога между двумя сопредельными странами, взаимопониманию между народами и государствами.

Об авторе

Н. Б. Руженцева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Амбарова П. А. Межкультурные коммуникации. История. Теория. Методология. - Екатеринбург : УГТУ-УПИ, 2001. - 91 с.

2. Анопочкина Р. Х. Грани текста. - М. : Русский язык. Курсы, 2010. - 208 с.

3. Антонова Ю. А., Руженцева Н. Б., Ли Минь. Тестовые задания по стилистике и культуре речи / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2011.

4. Апресян Ю. Д. Английские синонимы и синонимический словарь // Англо-русский синонимический словарь. - М. : Русский язык, 1979. - 544 с.

5. Бердичевский А. Л., Гиниатуллин И. А., Лысакова И. П., Пассов Е. И. Методика межкультурного образования средствами русского языка как иностранного. Методы. Приемы. Результаты. - М. : Русский язык. Курсы, 2011. - 184 с.

6. Булыгина Л. Д. Реализация и развитие этнокультурного потенциала китайских учащихся в полинациональных группах // Русско-китайские языковые связи и проблемы межцивилизационной коммуникации в современном мире. - Омск : ОмГУ, 2009. - С. 94-97.

7. Виноградов С. И. Нормативный и коммуникативно-прагматический аспекты культуры речи // Культура русской речи и эффективность общения. - М. : Норма-Инфра, 1996. - С. 121-152.

8. Вишняков С. А. Русский язык как иностранный. - М. : Флинта : Наука, 2001. - 128 с.

9. Гальперин И. Р. Текст как объект лингвистического исследования. - М. : Наука, 1981. - 140 с.

10. Жэнь Ли, Цзян Цунъе, Залманова Т. С., Римская-Корсакова Н. Н. Учебник русского языка (Восток). Ч. 4. - Пекин : Пекин. ун-т иностранных языков ; М. : Ин-т русского языка им. А. С. Пушкина, 1995. - 410 с.

11. Миронова П. О. Стратегия редукционизма в современном политическом дискурсе: когнитивно-прагматический аспект : автореф. дис. … канд. филол. наук. - Екатеринбург, 2003. - 23 с.

12. Орлова О. Г. Стереотипы о России и русских. - Кемерово : Кемеровск. гос. ун-т, 2011. - 154 с.

13. Прохоров Ю. Е., Стернин И. А. Русские: коммуникативное поведение. - М. : Флинта : Наука, 2007. - 328 с.

14. Сергеева Н. Н., Суетина А. И. Практикум по формированию стилистических умений / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2015. - 75 с.

15. Сунь Вэнъфан. Страноведение Китая. - Чанчунь : ЦИРЯ, 2009. - 258 с.

16. Филатова Е. А., Черенкова И. С., Луценко О. В. Русский язык для экономистов-1. - М. : Русский язык. Курсы, 2009. - 176 с.

17. Чудинов А. П. Политическая лингвистика. - М. : Флинта : Наука, 2006. - 256 с.


Для цитирования:


Руженцева Н.Б. МОНОКУЛЬТУРНЫЕ И ПОЛИКУЛЬТУРНЫЕ ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ИСТОРИЧЕСКИЕ ТЕКСТЫ В СИСТЕМЕ ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК ИНОСТРАННОГО: ДИДАКТИЧЕСКОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. Педагогическое образование в России. 2019;(1):68-76. https://doi.org/10.26170/po19-01-10

For citation:


Ruzhentseva N.B. MONOCULTURAL AND POLYCULTURAL POLITICAL AND HISTORICAL TEXTS IN THE SYSTEM OF TEACHING RUSSIAN AS A FOREIGN LANGUAGE: DIDACTIC ASPECT. Pedagogical Education in Russia. 2019;(1):68-76. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-01-10

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)