Preview

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ К ПРОВЕДЕНИЮ НАТУРНО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

https://doi.org/10.26170/po19-01-09

Полный текст:

Аннотация

В работе ставится и обсуждается проблема подготовки будущих учителей физики к постановке и проведению современного учебного физического эксперимента. Показано, что развитие инструментальной базы натурного эксперимента за счет компьютерных средств и внедрения информационных технологий, включение компьютерного моделирования (вычислительного эксперимента) в систему учебного физического эксперимента приводят к необходимости специального изучения дидактических аспектов комплексного использования натурного и вычислительного эксперимента. Дается определение натурно-вычислительного эксперимента как метода обучения физике, основанного на интеграции лабораторного эксперимента и компьютерного моделирования и позволяющего получать новые учебные результаты. Выявлены и обоснованы три основные формы сочетания натурного и вычислительного эксперимента: параллельное выполнение, последовательное выполнение и совмещенный (комплексный) натурно-вычислительный эксперимент. Утверждается, что различные аспекты подготовки будущих учителей физики к использованию как натурного, так и вычислительного эксперимента достаточно полно выражаются категорией «готовность». Обсуждаются компонентный состав готовности и уровни сформированности отдельных компонентов. Представлена структурно-функциональная модель процесса формирования готовности будущих учителей физики к использованию натурно-вычислительного эксперимента. Сформулированы принципы, которые регулируют как конструирование содержания обучения, так и организацию учебного процесса. Подчеркивается, что при отборе содержания обучения особую роль играет принцип обеспечения разнообразия сочетания натурного и вычислительного эксперимента. Он устанавливает необходимость включения в систему подготовки лабораторных работ, реализующих все базовые формы сочетания. Организацию лабораторного практикума следует осуществлять в соответствии с регулятивным принципом восхождения от натурного и вычислительного к интегрированному натурно-вычислительному эксперименту. Делается вывод о целесообразности и возможности разработки методики специальной подготовки будущих учителей физики к проведению натурно-вычислительных экспериментов.

Об авторах

С. Е. Попов
Нижнетагильский филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета
Россия


Д. Ф. Терегулов
Нижнетагильский филиал Российского государственного профессионально-педагогического университета
Россия


Список литературы

1. Беспалько В. П. Программированное обучение (дидактические основы). - М. : Высшая школа, 1970. - 300 с.

2. Воронин Ю. А., Чудиновский Р. М. Соотношение натурного и модельного экспериментов в физическом практикуме // Физическое образование в вузах. - 2003. - № 2. - Т. 9. - С. 59-75.

3. Данилов О. Е. Сочетание натурного и вычислительного экспериментов в обучении физике // Молодой ученый. - 2014. - № 19. - С. 10-11.

4. Заковряшина О. В. Дидактические условия интеграции виртуального и натурного физического эксперимента // Физика в школе. - 2012. - № 7. - С. 23-29.

5. Кондратьев А. С., Лаптев В. В., Ходанович А. И. Информационная методическая система обучения физике в школе : моногр. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003. - 408 с.

6. Ларионов В. В., Писаренко С. Б., Лидер А. М. Лабораторно-проектные работы в системе физического практикума технических университетов // Физическое образование в вузах. - 2007. - Т. 13. - № 2. - С. 69-78.

7. Леонтьева Н. В. Применение ИКТ в натурном эксперименте лабораторного практикума по физике // Молодой ученый. - 2013. - № 6. - С. 700-703.

8. Попов С. Е. Компьютерные инструменты в формировании представлений о вероятностном описании поведения физических объектов // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 9. - С. 51-56.

9. Попов С. Е. Методическая система подготовки учителя в области вычислительной физики : моногр. - Нижний Тагил : НТГСПА, 2005. - 227 с.

10. Постникова Е. И. Демонстрационный физический эксперимент с применением цифровых технологий как средство повышения эффективности обучения физике студентов технического университета : автореф. дис. … канд. пед. наук. - Томск, 2009. - 23 с.

11. Старовиков М. И., Старовикова И. В. Натурно-вычислительный эксперимент в лабораторном практикуме по физике // Открытое и дистанционное образование. - 2015. - № 1. - С. 70-77.

12. Терегулов Д. Ф. Модель информационной компетентности учителя физики // Фундаментальные исследования. - 2014. - № 12-10. - С. 2235-2239.

13. Терегулов Д. Ф. Подготовка будущих учителей к использованию натурно-вычислительного эксперимента при обучении физике : автореф. дис. … канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2017. - 24 с.

14. Терегулов Д. Ф., Попов С. Е. Методика проведения занятий на основе сочетания натурного и вычислительного эксперимента // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2015. - № 4. - С. 114-122.

15. Терегулов Д. Ф., Попов С. Е. Сочетание натурного и вычислительного эксперимента в лабораторном физическом практикуме [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 1. - Режим доступа: www.science-education.ru.


Для цитирования:


Попов С.Е., Терегулов Д.Ф. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ К ПРОВЕДЕНИЮ НАТУРНО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ ЭКСПЕРИМЕНТОВ. Педагогическое образование в России. 2019;(1):61-67. https://doi.org/10.26170/po19-01-09

For citation:


Popov S.E., Teregulov D.F. THEORETICAL ASPECTS OF TRAINING FUTURE TEACHERS OF PHYSICS TO CONDUCT NATURAL COMPUTATIONAL EXPERIMENTS. Pedagogical Education in Russia. 2019;(1):61-67. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-01-09

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)