Preview

ОБУЧЕНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ

https://doi.org/10.26170/po19-01-07

Полный текст:

Аннотация

В статье обосновывается необходимость обучения межкультурной коммуникации в учреждениях высшего образования. Общемировые тенденции, связанные со стиранием границ между государствами и более активным межнациональным взаимодействием, определяют вектор развития системы высшего образования. Также данные тенденции влияют на формирование современных систем здравоохранения. Растущие миграционные потоки ставят новые задачи перед специалистами медицинского профиля, такие как обеспечение доступной качественной медицинской помощи разным социально-культурным группам населения, применение принципов социальной справедливости при решении клинических проблем, обеспечение эффективной коммуникации между медицинским работником и пациентом в условиях культурного многообразия. Таким образом, современный медицинский вуз должен отвечать вызовам времени и подготовить специалистов в сфере здравоохранения к межкультурной коммуникации посредством развития у них межкультурной компетенции. В статье приведен опыт зарубежных исследователей по внедрению курсов обучения студентов межкультурной коммуникации. Данные курсы направлены на развитие у студентов культурной идентичности, межкультурной восприимчивости, осознания межкультурных различий и межкультурных коммуникативных навыков. Процесс обучения межкультурной коммуникации студентов медицинских специальностей включал создание и реализацию международных образовательных проектов, метод рассказывания, метод обучения через обслуживание, межкультурное взаимообучение и более традиционные методы, используемые при аудиторной и самостоятельной работе. Во всех описанных исследованиях отмечается положительное влияние обучения межкультурной коммуникации на развитие межкультурной компетенции студентов медицинских специальностей. Следовательно, перспективность данного направления в системе медицинского образования не вызывает сомнений, поскольку понимание межкультурных процессов в обществе специалистом сферы здравоохранения является залогом оказания качественной медицинской помощи.

Об авторах

Л. Е. Зеленина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


К. А. Митрофанова
Уральский государственный медицинский университет
Россия


Список литературы

1. Куликов С. Н., Митрофанова К. А., Ивачев П. В. Развитие системы дидактического тестирования результатов обучения в медицинском вузе // Инновации в образовании. - 2016. - № 2. - С. 111-123.

2. Митрофанова К. А. Перспективы гуманитарных наук в медицинском образовании // Инновации в образовании. - 2015. - № 4. - С. 60-72.

3. Митрофанова К. А., Гаврилюк О. А., Чемезов С. А. Межвузовская интернет-олимпиада по английскому языку среди студентов-медиков: опыт организации и проведения // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2016. - № 1 (103). - С. 100-106.

4. Almutairi A. F., Dahinten V. S., Rodney P. Almutairi’s Critical Cultural Competence model for a multicultural healthcare environment // Nursing Inquiry. - 2015. - Vol. 22. - № 4. - P. 317-325.

5. Ambrose M., Murray L., Handoyo N. E., Tunggal D., Cooling N. Learning global health: the pilot study of an online collaborative intercultural peer group activity involving medical students in Australia and Indonesia // BMC Medical Education. - 2017. - № 17. - P. 10.

6. Anderson-Lain K. Cultural identity forum: Enacting the self-awareness imperative in intercultural communication // Communication Teacher. - 2017. - Vol. 31. - № 3. - P. 131-136.

7. Bilthe S. J. Teaching intercultural communication through service-learning // Communication. Teacher. - 2016. - Vol. 30. - № 3. - P. 165-171.

8. Brozoska P., Akgun S., Antia B. E., Thankappan K. R., Nayar K. R., Razum O. Enhancing an international perspective in public health teaching through formalized university partnership // Frontiers in Public Health. - 2017. - Vol. 5. - Article 36.

9. Chun M. B. J. Pitfalls to avoid when introducing a cultural competency training initiative // Medical Education. - 2010. - № 44. - P. 613-620.

10. Dogra N. The development and evaluation of a program to teach cultural diversity to medical undergraduate students // Medical Education. - 2001. - № 35. - P. 232-241.

11. Engberg M. E., Davidson L. M., Manderino M., Jourian T. J. Examining the relationship between intercultural engagement and undergraduate students’ global perspective // Multicultural Education Review. - 2016. - Vol. 8. - № 4. - P. 253-274.

12. Mitrofanova K. A., Andreyeva A. V., Teleshev V. A., Blyakhman F. A. Integration of English in Medical Informatics Course for Advanced Medical Education in Russia // Proceedings of the 12th International Multi-Conference on Society, Cybernetics and Informatics: IMSCI 2018 (Orlando, Florida, USA, July 8-11, 2018). - 2018. - Vol. 2. - P. 127-132.

13. Ribeiro S. P. M. Developing intercultural awareness using digital storytelling [Electronic resource] // Language and Intercultural Communication. - 2016. - Mode of access: http://dx.doi.org/10.1080/14708477. 2015.1113752 (date of access: 15.09.2018).

14. Shalom Y. B., Grebelsy-Lichtman T., Alayan F. Intercultural encounters as a ‘Mind Body’ experience: a case study in Jerusalem // Intercultural Education. - 2018. - Vol. 29. - № 1. - P. 139-147.

15. Velasco D. Incorporating intercultural communication activities in English language class // IAFOR Journ. of Language Learning. - 2017. - Vol. 3. - № 2. - P. 161-172.


Для цитирования:


Зеленина Л.Е., Митрофанова К.А. ОБУЧЕНИЕ МЕЖКУЛЬТУРНОЙ КОММУНИКАЦИИ В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ: ПОДГОТОВКА СПЕЦИАЛИСТОВ В СФЕРЕ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ. Педагогическое образование в России. 2019;(1):50-54. https://doi.org/10.26170/po19-01-07

For citation:


Zelenina L.E., Mitrofanova K.A. TEACHING INTERCULTURAL COMMUNICATION IN THE SYSTEM OF PROFESSIONAL EDUCATION: TRAINING OF SPECIALISTS IN HEALTHCARE. Pedagogical Education in Russia. 2019;(1):50-54. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-01-07

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)