Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

СТРАТЕГИИ РАБОТЫ С ЛЕКСИКОЙ ИНОЯЗЫЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ДИСКУРСА

https://doi.org/10.26170/po19-01-06

Полный текст:

Аннотация

В данной статье рассматривается вопрос понятийного содержания термина «учебная стратегия» применительно к изучению иноязычной лексики. Автором проводится анализ различных подходов к определению сущности данного понятия. Для успешного овладения иноязычной лексикой профессиональной сферы, преодоления лексических трудностей при работе с иноязычными дискурсивными материалами необходимо применение специальных учебных стратегий. В исследовании выявлены трудности объективного и субъективного характера, препятствующие овладению иноязычной лексикой профессиональной сферы. Применительно к данному исследованию автором определены четыре этапа работы с лексическим материалом, в рамках которых применяются соответствующие стратегии: этап ознакомления с лексическими единицами и их первоначального закрепления, этап понимания и смыслового анализа лексических единиц, этап ситуативной коммуникации, этап контроля и коррекции. Под стратегиями работы с лексикой иноязычного профессионально ориентированного дискурса понимается совокупность речевых действий в процессе обучения, направленных на преодоление лексических трудностей и достижение определенных учебных результатов на каждом этапе работы с лексическим материалом. Стратегии реализуются посредством определенных тактик. Тактики работы с лексикой трактуются как речевые действия, направленные на развитие определенных лексических умений для дальнейшей профессионально ориентированной коммуникации. Представленная типология стратегий работы с лексикой профессионально ориентированного дискурса, разработанная с учетом этапов процесса работы с лексическим материалом, трудностей овладения лексикой англоязычного дискурса сферы гражданской защиты, является оптимальной для построения методики обучения студентов неязыкового вуза стратегиям работы с лексикой рассматриваемого профессионально ориентированного дискурса. Автором намечаются перспективы работы в данном направлении.

Об авторе

М. В. Ермолаева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Аведова Р. П. Стратегии запоминания новых лексических единиц при изучении иностранного языка с позиции нейролингвистического программирования // Филологические науки. - 2016. - № 56. - Ч. 1. - С. 181-183.

2. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). - М. : ИКАР, 2009. - 448 с.

3. Бьюзен Т. Скоростная память (пер. с англ.). - М. : Эйдос, 1995. - 128 с.

4. Вепрева Т. Б. Лексика в обучении иностранным языкам // Вестн. Сев. (Арктич.) федер. ун-та. - 2010. - № 6. - С. 104-107.

5. Галанова О. А. Обучение стратегиям научной дискуссии на иностранном языке в неязыковом вузе : дис. … канд. пед. наук. - Пермь, 2003. - 239 с.

6. Дворникова Т. А., Костромина С. Н. Учебные стратегии как средство организации самостоятельной работы студентов // Вестн. С.-Петерб. ун-та. - 2007. - Вып. 4. - С. 278-284.

7. Елухина Н. В. Роль дискурса в межкультурной коммуникации и методика формирования дискурсивной компетенции // Иностранные языки в школе. - 2002. - № 3. - С. 9-13.

8. Ерофеева Е. В. Способы моторизации лексических единиц при изучении французского языка // Актуальные проблемы германистики, романистики и русистики. - 2018. - № 4. - С. 72-76.

9. Залевская А. А. Введение в психолингвистику : учеб. - М. : Директ-Медиа, 2013. - 561 с.

10. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М. : Просвещение, 1991. - 222 с.

11. Зыкова А. В. Методика расширения словарного запаса иноязычной лексики на основе индивидуальных стратегий обучения (на материале французского языка как второго иностранного в языковом вузе) : автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 2010. - 26 с.

12. Иванов М. М. Техника эффективного запоминания в бизнесе, учебе, деловом общении и повседневной жизни. - М. : Менатеп-Информ, 1998. - 224 с.

13. Калинина М. С. Обучение студентов-лингвистов коммуникативным стратегиям полилогического общения (французский язык) : автореф. дис. … канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2011. - 26 с.

14. Козлов С. В. Методика формирования иноязычной лексической компетенции на основе рефлексивной деятельности учащихся : автореф. дис. … канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2013. - 23 с.

15. Кручинина Г. А. Методика формирования иноязычных лексических навыков знаково-символическими средствами на начальном этапе : дис. … канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2014. - 147 с.

16. Митрофанова К. А. Обучение иноязычной лексике медицинской сферы студентов-медиков : дис. … канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2010. - 168 с.

17. Молодых-Нагаева Е. Г. Особенности работы с лексикой на практических занятиях по иностранному языку // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 19. - С. 204-206.

18. Павлова Л. П. Формирование лексической компетентности у студентов экономического вуза в процессе профессионально направленного обучения иностранному языку // Вестн. Междунар. ин-та экономики и права. - 2013. - № 4. - С. 48-55.

19. Роптанова Л. Ф. Активизация изучения лексики на 1 курсе языкового факультета (вуза) путем использования рациональных стратегий усвоения на этапе предъявления : автореф. дис. … канд. пед. наук. - М., 1991. - 16 с.

20. Сергеева Н. Н., Иванова Е. А. Стратегии преодоления трудностей овладения слухопроизносительным навыком иноязычной речи // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 1 - С. 163-166.

21. Сиземина А. Е. Методика развития лексической компетенции студентов лингвистического вуза на основе формирования мотивационной базы обучения (английский язык) : автореф. дис. … канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2009. - 23 с.

22. Ступницкий В. П. Психология : учеб. для бакалавров. - М. : Дашков и К, 2013. - 520 с.

23. Сухарева Т. Н. Формирование коммуникативных стратегий словоупотребления у студентов неязыкового вуза (на материале английского языка) : дис. … канд. пед. наук. - М., 2003. - 157 с.

24. Шамов А. Н. Когнитивный подход к обучению лексике: моделирование и реализация : моногр. - Н. Новгород : НГЛУ им. Н. А. Добролюбова, 2006. - 479 с.

25. O’Malley J. M., Chamot A. U. Learning Strategies in Second Language Acquisition. - Cambridge : Cambridge Univ. Pr., 1990. - 260 p.

26. Oxford R. L. Learning Styles & Strategies. - Oxford : GALA, 2003. - 25 p.

27. Rubin J. What the “Good” Language Learner can teach us / TESOL Quarterly. - 1975. - Vol. 9. - № 1. - P. 41-51.


Для цитирования:


Ермолаева М.В. СТРАТЕГИИ РАБОТЫ С ЛЕКСИКОЙ ИНОЯЗЫЧНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОГО ДИСКУРСА. Педагогическое образование в России. 2019;(1):44-49. https://doi.org/10.26170/po19-01-06

For citation:


Ermolaeva M.V. STRATEGIES FOR WORKING WITH the VOCABULARY OF FOREIGN-LANGUAGE PROFESSIONALLY-ORIENTED DISCOURSE. Pedagogical Education in Russia. 2019;(1):44-49. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-01-06

Просмотров: 5


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)