Preview

РАЗВИТИЕ МЕТАЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ-БИЛИНГВОВ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ

https://doi.org/10.26170/po19-01-04

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблемным вопросам обучения младших школьников русскому языку в контексте взаимосвязанного обучения языкам в билингвальной образовательной деятельности. Цель статьи заключается в научном обосновании того, что взаимосвязанное обучение языкам тесно связано со становлением осознанного отношения к языку и речи и способствует когнитивному развитию обучающихся. Одной из форм проявления осознанного и исследовательского отношения к языку и речи является метаязыковая, в том числе интерлингвальная, способность, которая выявляется у детей еще в дошкольном возрасте. Как выяснилось, у билингва метаязыковые способности проявляются с пониманием двуязычной коммуникации, осознанием собственной билингвальности. Мы полагаем, что метаязыковая деятельность у детей-билингвов активизируется на разных стадиях интеллектуального и языкового развития и сохраняется дольше, не исчезая к школьному обучению, трансформируясь в течение всей жизни. В статье дано теоретическое и методическое описание метаязыковой деятельности детей и школьников в онтогенезе по итогам аналитического обзора трудов российских и зарубежных ученых и проведения экспериментальных занятий в школах, приведены результаты анализа письменных работ обучающихся и обобщены данные педагогического опроса учителей, посвященного практике взаимосвязанного обучения родному и русскому языкам. Авторами определены основные принципы построения методической системы взаимосвязанного обучения родному (этническому) и русскому языкам, которые позволяют наметить пути организации эффективного билингвального обучения и формирования в дальнейшем сбалансированного билингвизма у детей. Вывод о том, что необходимо ставить формирование и развитие метаязыковых способностей у младших школьников как самостоятельную задачу на уроках русского языка, открывает перспективу дальнейших исследований.

Об авторах

В. Я. Унарова
Научно-исследовательский институт национальных школ Республики Саха (Якутия)
Россия


Е. А. Хамраева
Московский педагогический государственный университет
Россия


Список литературы

1. Богус М. Б. Развитие умственных способностей младших школьников в условиях адыго-русского двуязычия : моногр. - М. ; Берлин : Директ-Медиа, 2014. - 344 с.

2. Воробьева Т. А. Метаязыковая деятельность детей: попытка классификации // Языковое и литературное образование в современном обществе - 2016 : сб. науч. ст. по итогам Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Санкт-Петербург, 16-17 нояб. 2016 г.). - СПб., 2016. - С. 387-392.

3. Доброва Г. Р. Вариативность проявлений метаязыковой деятельности в речевом онтогенезе [Электронный ресурс] // Психолiнгвiстика. Психологiя. Мовознавство. Социальнi коммуникацii : збiрник наукових праць / Переяслав-Хмельницькийдержавнiй пед. ун-т iм. Григорiя Сковороди. - Переяслав-Хмельницький : ПП «СКД», 2012. - Вып. 10. - С. 181-188. - Режим доступа: http://www.vash-psiholog.info/lengvist/22853-variativnost-proyavlenij-metayazykovoj-deyatelnosti-v-rechevom-ontogeneze.html (дата обращения: 1.08.2017).

4. Круглякова Т. А., Миронова Е. А. Языковые нормы в оценке детей дошкольного возраста // Усвоение ребенком родного (русского) языка : межвуз. сб. работ молодых авторов / редкол.: С. Н. Цейтлин (отв. ред.), Т. А. Круглякова. - СПб, 1995. - С. 49-51.

5. Овчинникова И. Г. Что такое метаязыковая способность? [Электронный ресурс] // Филолог: науч.-метод., культурно-просветительский журн. Перм. гос. гуманитарно-пед. ун-та. - 2005. - № 6. - Режим доступа: http://philolog.pspu.ru/module/magazine/do/mpub_6_139 (дата обращения: 12.04. 2017).

6. Цейтлин С. Н., Чиршева Г. Н., Кузьмина Т. В. Освоение языка ребенком в ситуации двуязычия : науч. моногр. / отв. ред. М. Б. Елисеева. - СПб. : Златоуст, 2014. -140 с.

7. Чиршева Г. Н. Детский билингвизм: одновременное усвоение двух языков. - СПб. : Златоуст, 2012. - 488 с.

8. Шакирова Л. З. Основы методики преподавания русского языка в татарской школе. - Казань : Магариф, 1999. -351 с.

9. Шахнарович А. М. К проблеме языковой способности (механизма) // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи. - М. : Наука, 1991. - С. 185-220.

10. Швец В. М. О метаязыковой деятельности в раннем возрасте // Психолингвистика и проблемы детской речи - 2000 : материалы Рос. науч. конф. - Череповец : ЧГУ, 2000. - С. 101-103.

11. Щерба Л. В. Об особенностях преподавания русского языка в национальных республиках и областях : тезисы доклада // Проблемы изучения билингвизма : книга для чтения / сост. Т. А. Круглякова. - СПб. : Златоуст, 2014.

12. Bialystok E. Metalinguistic awareness: The development of children’s representations of language // Systems of representation in children: Development and use / C. Pratt, A. Garton (eds.). - London : Wiley & Sons, 1993.

13. Clark E. V. Awareness of language: Some evidence from what children say and do // The Child's Conception of Language / A. Sinclair, R. J. Jarvella, W. J. M. Levelt (eds.). - Berlin : Springer Verl., 1978. - Р. 17-43.

14. Lambert W. E. Persistent issues in bilingualism // The Development of Second Language Prificiency / B. Harley, P. Allen, J. Cummins, M. Swain (eds.). - Camridge : Camridge Univ. Pr., 1990.

15. Schmidt R. Consciousness, learning and interlanguage pragmatics // Interlanguage pragmatics / G. Kasper, S. Blum-Kulka (eds.). - New York : Oxford Univ. Pr., 1993. - P. 21-42.

16. Slobin D. I. Universals of grammatical development in children // Advances in Psycholinguistic research / W. J. M. Levelt, G. B. Flores d’Arcais (eds.). - Amsterdam : North-Holland, 1970.

17. Tunmer W. E., Pratt C., Herriman M. L. Metalinguistic awareness in children // Theory, Research and Implications. - Berlin ; Heidelberg ; New York ; Tokyo, 1984.


Для цитирования:


Унарова В.Я., Хамраева Е.А. РАЗВИТИЕ МЕТАЯЗЫКОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ-БИЛИНГВОВ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ЗАДАЧА ОБУЧЕНИЯ ЯЗЫКАМ. Педагогическое образование в России. 2019;(1):31-37. https://doi.org/10.26170/po19-01-04

For citation:


Unarova V.Ya., Khamrayeva E.A. DEVELOPMENT OF METALINGUISTIC ABILITIES IN BILINGUAL PUPILS OF ELEMENTARY SCHOOL AS A SEPARATE PROBLEM OF TEACHING LANGUAGES. Pedagogical Education in Russia. 2019;(1):31-37. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-01-04

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)