Preview

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ

https://doi.org/10.26170/po19-01-02

Полный текст:

Аннотация

В статье обосновываются предпосылки пристального внимания к изучению проблемы формирования коммуникативной компетентности в процессе проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории. Автором доказывается применимость в педагогическом контексте физического термина «траектория», предполагающего развертывание вариативных возможностей для обучающихся в процессе формирования коммуникативной компетентности. Особое внимание уделяется зависимости проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории от индивидуального стиля деятельности и общения обучающегося. В связи с этим предлагаются рекомендации по успешному включению обучающихся в коммуникативную среду, исходя из особенностей их индивидуального стиля деятельности. Автором статьи при этом значительное внимание уделяется использованию интерактивных методов и приемов, способствующих наиболее продуктивному включению обучающихся в коммуникативную деятельность посредством создания благоприятных условий для полноценной реализации их возможностей. Качество проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории наиболее высоко при сотрудничестве обучающихся друг с другом и с педагогами. Обучающиеся учатся навыкам эффективного взаимодействия, активного слушания, способности к обратной связи в процессе коммуникативной деятельности. Кроме того, автором выявлена значимость такого организационного педагогического ресурса, регулирующего успешное проектирование и реализацию индивидуальной образовательной траектории, как сознательный поиск обучающимся индивидуального смысла в обучении через взаимодействие субъектов образовательного процесса, поиск смысла коммуникативной и коллективной творческой деятельности. В данном контексте смыслотворчество является неотъемлемым компонентом коммуникативной деятельности. По результатам исследования автором предложены некоторые варианты проектирования и реализации индивидуальной образовательной траектории, способствующие формированию коммуникативной компетентности обучающегося.

Об авторе

А. С. Никулина
Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского
Россия


Список литературы

1. Александрова Е. А. Педагогическое сопровождение старшеклассников в процессе разработки и реализации индивидуальных образовательных траекторий // Уч. зап. Пед. ин-та СГУ им. Н. Г. Чернышевского. - 2008. - № 1-2. - С. 74-78.

2. Асмолов А. Г. Дополнительное персональное образование в эпоху перемен: сотрудничество, сотворчество, самотворение // Образовательная политика. - 2014. - № 2 (64). - С. 2-6.

3. Вдовина С. А., Кунгурова И. М. Сущность и направления реализации индивидуальной образовательной траектории // Науковедение : интернет-журн. - 2013. - № 6 (19). - 175 с.

4. Глоссарий [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http//www.glossary.ru.

5. Гончарова Е. В., Чумичева Р. М. Организация индивидуальной образовательной траектории обучения бакалавров // Вестн. Нижневарт. гос. ун-та. - 2012. - № 2. - С. 3-11.

6. Зеленцова А. В. Личностный опыт в структуре содержания образования : дис. … канд. пед. наук. - Волгоград, 1996. - 165 с.

7. Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы [Электронный ресурс] : Распоряжение Правительства РФ от 29.12.2014 N 2765-р. - Режим доступа: http://static.government.ru/media/files/mlorxfXbbCk.pdf.

8. Кочетков М. В. Педагогическое творчество и педагогическое сотворчество как предметно-объектная область исследований // Человек и образование. - 2013. - № 1 (34). - С. 67-71.

9. Матяш Т. П., Жаров Л. В., Несмеянов Е. Е. Основы философии : учеб. / под ред. Т. П. Матяш. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д : Феникс, 2017. - 314 с.

10. Милорадова Н. Г., Ишков А. Д. Выявление стилевых особенностей восприятия, мышления и деятельности с помощью опросника «СД» // Экономика и предпринимательство. - 2015. - № 5-1 (58). - С. 431-436.

11. Поповичева О. Н. Социально-культурные условия повышения педагогического мастерства специалистов учреждений дополнительного образования // Современные проблемы образования. - 2013. - № 10 (056). - С. 170-174.

12. Роджерс К. Р. Становление человека. Взгляд на психотерапию. - М. : Ин-т общегуманитарных исследований, 2016. - 258 с.

13. Руссо Ж. Ж. Эмиль, или о воспитании [Электронный ресурс] / Мультимедийное изд-во Стрельбицкого. - Режим доступа: https://www.litres.ru/static/or4/view/or.html?baseurl=/download_book/1839794 4/21543461/&uuid=733bc723-b4bf-5742-9457-270647184993&art=18397944&user=433922153&uilang=ru&catalit2.

14. Сорокоумова Е. А., Щербакова Е. Е., Молостова Н. Ю. Формирование коммуникативной компетентности студентов методами интерактивного обучения // Мир коммуникаций: тенденции, практики, перспективы : сб. ст. Междунар. науч.-практ. конф. (Нижний Новгород, 16 окт. 2014 г.). - Н. Новгород, 2015. - С. 91-95.

15. Хуторской А. В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному? : пособие для учителя. - М. : Владос-Пресс, 2005. - 383 с.


Для цитирования:


Никулина А.С. К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ. Педагогическое образование в России. 2019;(1):18-23. https://doi.org/10.26170/po19-01-02

For citation:


Nikulina A.S. FORMATION OF COMMUNICATIVE COMPETENCE OF LEARNERS IN THE PROCESS OF DESIGN AND REALIZATION OF INDIVIDUAL EDUCATIONAL TRAJECTORIES. Pedagogical Education in Russia. 2019;(1):18-23. (In Russ.) https://doi.org/10.26170/po19-01-02

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)