Preview

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОУ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Полный текст:

Аннотация

В статье раскрываются понятие и роль психолого-педагогического сопровождения субъектов образовательных отношений в дошкольной образовательной организации в условиях инклюзивного образования. Актуальность этой проблемы обозначается с момента введения федеральных государственных образовательных стандартов, профессиональных стандартов, появления поправок в Законе «Об образовании», поскольку возросла потребность в специальной психолого-педагогической поддержке всех участников образовательного процесса, в том числе и в дошкольных общеобразовательных организациях. Необходимость в сопровождении ребенка, родителей и педагогов появилась и в результате увеличивающейся тенденции количества детей, которым необходимы иные условия для развития, воспитания и формирования предпосылок к обучению. Все чаще в дошкольном учреждении встречаются дети со статусом «ребенок с ограниченными возможностями здоровья» (ОВЗ), «ребенок-инвалид», ребенок «группы риска или с особыми образовательными потребностями». Последняя категория детей, хоть и не относится к статусу «ребенок с ОВЗ», но она имеет один из критериев включения данных детей в инклюзивную практику, предоставления им специальных условий. Ограничения возможностей здоровья могут быть как постоянными, так и временными. Исходя из этого мы будем рассматривать ребенка «включенного в инклюзивную практику» как ребенка, которому необходимо создание специальных образовательных условий. В статье представлено научное исследование, в котором сделана попытка выявить проблемы современных образовательных организаций по осуществлению профессиональной деятельности в условиях инклюзивного образования. Предлагается разработка программы по психолого-педагогическому сопровождению субъектов образовательных отношений в условиях инклюзивного образования, описаны результаты реализации данной программы.

Об авторах

Е. А. Казаева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Е. В. Севиринова
МБДОУ детский сад № 2 «Солнышко»
Россия


Список литературы

1. Антонов А. А. Современные тенденции дошкольного образования // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта. - 2013. - № 11.

2. Берсенева П. Н., Казаева Е. А. Формирование эмоциональной эмпатии у дошкольников средствами сказкотерапии // Всероссийская весенняя психологическая сессия : сборник мат-лов Всеросс.науч.-практ. конференции, 2017. -С. 28-31.

3. Васягина Н. Н. Влияние социальных эмоций на характер общения дошкольников c ограниченными возможностями здоровья со сверстниками // Современная психология образования: проблемы и перспективы развития[Электронный ресурс] : сборник мат-лов Всеросс. науч.-практ. конф. с междунар.участием. - 2017. - С. 116-119.

4. Васягина Н. Н., Григорян Е. Н., Казаева Е. А. Психолого-педагогические аспекты реабилитации детей с расстройством аутистического спектра в условиях дошкольного образования // Национальный психологический журнал. - 2018. -№ 2(30). - С. 92-101.

5. Дошкольное образование: опыт, проблемы, перспективы развития : сборник статей Междунар. науч.- практ. конф. (29 апреля 2014 г., чебоксары).- Чебоксары : Интерактив плюс, 2014. - 294 с.

6. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание : Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта. - М. : Просвещение, 2005. - 272 с.

7. Командин Е. Н. Психолого-педагогическое сопровождение инклюзивного образования в дошкольном учреждении. - М., 2015.

8. Коненко О. В. Управление психолого-педагогическим сопровождением образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении в условиях инклюзивного образования в соответствии с ФГОС и профессиональными стандартами // Сибирский Вестник специального образования. - 2017. - № 1. - С. 35-39.

9. Лашкова Л. Л. Проблемы и перспективы развития системы дошкольного образования // Концепт. - 2013. - Спецвыпуск.- № 6. - С. 1-2

10. Назарова Н. М. Специальная педагогика // Специальное образование лиц с особыми образовательными потребностями. - М. : Академия, 2000.

11. Смолярчук И. В., Толстошеина В. М., Вязовова Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей в инклюзивном образовании // Поволжский педагогический вестник. - 2014. - № 1. - С. 113-119.

12. Федеральный государственный образовательный стандарт [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://доу233ржд.рф/views/ndou234/files/obrazovatelnie_standarti.pdf/ (дата обращения: 17.09.2017).

13. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2014)// Российская газета.- № 303. - 31.12.2012.

14. Шумская А. А., Казаева Е. А.Особенности психологически безопасной и комфортной образовательной среды // Всеросс. весенняя психол. сессия : сборник мат-лов Всеросс. науч.-практ. конф. - 2017. - С. 266-269.

15. Tokareva Y. A., Kazayeva E. A., Yarullina A. S. The influence of important adults to the formation of health value for school children // Astra Salvensis. - 2018. - Т. 6. - С. 408-418.


Для цитирования:


Казаева Е.А., Севиринова Е.В. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ УЧАСТНИКОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ДОУ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Педагогическое образование в России. 2018;(12):155-160.

For citation:


Kazaeva E.A., Severinova E.V. PSYCHO-PEDAGOGICAL SUPPORT OF PARTICIPANTS OF EDUCATIONAL RELATIONS IN THE CONTEXT OF IMPLEMENTATION OF INCLUSIVE EDUCATION IN PRESCHOOL. Pedagogical Education in Russia. 2018;(12):155-160. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)