Preview

ВОКАЛЬНОЕ АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Полный текст:

Аннотация

Актуальность темы статьи обусловлена увеличением контингента китайских студентов, поступивших в вузы Российской Федерации на обучение. Незнание русского языка, культурных и национальных особенностей России вызывают у китайских студентов затруднения в обучении, что негативно влияет на успешность достижения положительных результатов. Это вызывает необходимость поиска средств, способствующих эффективному освоению китайскими студентами русского языка, культурных и национальных традиций россиян. Таковым является певческая деятельность, реализуемая в коллективной форме вокально-хорового ансамбля. Цель настоящей статьи - раскрыть методику обучения китайских студентов русскому языку в процессе вокально-хорового ансамблевого музицирования. Использовались следующие методы исследования: теоретический анализ, обобщение, анализ практической деятельности педагогов по обучению китайских студентов, проектирование методики. В опоре на идеи зарубежных и отечественных авторов определены основания методики освоения китайскими студентами, обучающимися на профиле «Музыкальное образование» в педагогическом вузе русского языка: активное включение студентов в процесс вокальной деятельности, использование коллективных форм обучения: ансамблевого вокально-хорового исполнительства, внедрение методов обучения, актуальных для музыкального и языкового образования; выделены методы, актуальные для музыкального и языкового образования: повтор, контраст, пластическое интони-рование, подхватывание; определены организационные основы занятия ансамблевым вокально-хоровым исполнительством: артикуляционная и вокально-артикуляционная разминка, знакомство с новым песенным материалом и его разучивание с аккомпанементом и a`capella, итоговое исполнение песни на русском языке с аккомпанементом. Итогами работы стала разработанная методика обучения китайских студентов профиля «Музыкальное образование» в педагогическом вузе русскому языку в процессе ансамблевого вокально-хорового исполнительства, реализуемая на дисциплине «Вокально-хоровой ансамбль». Методика может быть использована преподавателями, работающими с китайскими студентами, обучающимися на профиле «Музыкальное образование» с целью более глубокого освоения ими русского языка, развития их музыкальной культуры, освоения музыкальных и культурных традиций России. Представленная методика может быть задействована педагогами целостно или фрагментарно, с включением только отдельных методов и видов художественно-музыкальной деятельности, в процессе музыкальной и языковой подготовки китайских студентов, обучающихся по профилю «Музыкальноеобразование».

Об авторах

Н. Г. Тагильцева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Н. Г. Куприна
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Н. И. Кашина
Уральский государственный педагогический университет
Россия


О. А. Овсянникова
Тюменский государственный университет
Россия


М. В. Лапенок
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Карташева И. Музыка на уроках развития речи у двуязычных детей // Этнодиалоги. 2018/ - № 2 (56). - С. 290-296 .

2. Кашина Н. И. Освоение детьми и молодежью традиционных культурных и художественных ценностей : монография. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. пед.ун-та, 2014. - 184 с.

3. Кашина Н. И., Москаленко О. А. Освоение современной молодежью традиционных культурных и художественных ценностей (на основе музыкальной культуры казачества // Мир культуры, науки, образования. - 2016. - № 3 (58). - С. 153-155.

4. Квитко М. С., Чернявская Н. Э., Драч С. К. Песенно-поэтический материал как методический прием развития музыкальных способностей на занятиях по иностранному языку // Научный потенциал. - 2012. - № 1 (6). - С. 33-36.

5. Конева Л. В.Учет национально-культурных особенностей в обучении русскому языку китайских студентов // Обучение и воспитание: методика и практика 2014/2015 учебного года : сборник мат-ов 20 междунар. науч.-практ. конф. ( 29 мая 2015 г., Новосибирск). - Новосибирск : Изд-во ЦРНС, 2015. - С. 91-94.

6. Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»

7. Овсянникова О. А.Методика развития вокально-хоровых навыков кадетов тюменского президентского кадетского училища // Мир науки, культуры, образования. - 2015. - № 5 (54). - С. 87-91.

8. Попова Г. Д. Обучение китайских студентов декодированию невербальных средств общения при изучении русского языка как иностранного // Вестник РУДН. Серия: Русский и иностранные языки и методика их преподавания. - 2004. - № 1 (2). - С. 68-76

9. Тагильцева Н. Г., Бодун В. Приобщение китайских студентов к российской музыкальной культуре // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2017. - № 4. - С. 65-69.

10. У Лижуй. Диалог культур при обучении иностранным языкам (на материале обучения китайских студентов русскому языку) // Иностранные языки в высшей школе. - 2011. - № 4 (19). - С. 115-117.

11. Фахрутдинова М. Т. Фонетические трудности в изучении русского языка китайцами // Наука сегодня: теория и практика : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. (30 августа 2017 г., Вологда). - Воло-гда :Маркер, 2017. - С. 77-78.

12. Черватюк А. П. Пение как средство овладения английским языком // Искусство и образование. - 2009. - № 6 (62). - С. 103-114.

13. Янченко В. Д. Принцип наглядности и его реализация в обучении русскому языку китайских студентов-филологов // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Вып.5 : мат-лы V Конгресса РОПРЯЛ (4-8 октября 2016 г., Казань). - СПб. : РОПРЯЛ, 2016. - С. 2174-2177.

14. Strait D., Kraus N. Playing music for a smarter ear: Cognitive, perceptual and neurobiological evidence [Electronic resource] // Music Perception. - 2011. - № 29 (2). - P. 133-146. - Mode of access: https://doi.org/10.1525/mp.2011.29.2.133.

15. Yang Chunlei. Живопись как экстралингвистический материал для обучения речевой деятельности китайских студентов на уроках русского языка как иностранного // Наука и школа. - 2014. - № 2. - С. 192-195.

16. Zeromskaite I. The Potential Role of Music in Second Language Learning: A Review Article // Journal of European Psychology Students. - 2014. - № 5 (3). - P. 78-88.


Для цитирования:


Тагильцева Н.Г., Куприна Н.Г., Кашина Н.И., Овсянникова О.А., Лапенок М.В. ВОКАЛЬНОЕ АНСАМБЛЕВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО КАК СРЕДСТВО ОБУЧЕНИЯ КИТАЙСКИХ СТУДЕНТОВ РУССКОМУ ЯЗЫКУ. Педагогическое образование в России. 2018;(12):116-122.

For citation:


Tagiltseva N.G., ., Kashina N.I., Ovsyannikova O.A., Lapenok M.V. ENSEMBLE SINGING AS A MEANS OF TEACHING CHINESE STUDENTS RUSSIAN LANGUAGE. Pedagogical Education in Russia. 2018;(12):116-122. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)