Preview

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблеме совершенствования процедур государственной итоговой аттестации выпускников педагогических вузов в условиях реализации ФГОС ВО и Профессионального стандарта педагога. На текущий момент наблюдаются некоторые несоответствия между федеральными стандартами и существующими требованиями проведения ГИА, например, традиционно сложившиеся формы проведения Государственной итоговой аттестации выпускников педагогических вузов (защита ВКР и предметный экзамен) не позволяют произвести достаточно полную, объективную оценку результатов современной подготовки выпускников к профессионально-педагогической деятельности и возможности их участия в национальной системе учительского роста; к тому же введение национальной системы учительского роста изменило процедуру оценки уровня квалификации работающих учителей, которая до этого производилась на региональном уровне в различных центрах и организациях повышения квалификации учителей. Созданная новая модель государственной итоговой аттестации включает в себя профессиональный экзамен по оценке готовности будущих учителей к профессиональной деятельности. Предлагается в государственный профессиональный экзамен включить профессиональную и предметную компоненты оценивания готовности выпускников к профессионально-педагогической деятельности. Профессиональный компонент включает в себя материалы для оценки психолого-педагогических и методических компетенций. Для разработки его содержания должны быть использованы комплексы ЕФОМ и материалы, которые позволят оценить готовность выпускников в рамках требований ФГОС ВО. Эти материалы должны быть созданы преподавателями вуза в сотрудничестве с представителями работодателя. Предметный компонент предназначен для оценки предметных знаний, которыми должен владеть будущий учитель. К ним следует отнести не только те знания, наличие которых проверяют при проведении ЕГЭ. Обсуждается рассмотрение результатов государственного профессионального экзамена в педагогическом вузе в качестве первого квалификационного экзамена учителя.

Об авторах

Е. П. Антипова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Т. Н. Шамало
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Антошинцева М. А., Бочарова Н. А. К вопросу о новой модели аттестации учителей русского языка //Научное мнение. - 2017. - № 4. - С. 102-108.

2. Архипова Т. Г. Роль итоговой аттестации в оценке готовности выпускников педагогического вуза к профессиональной деятельности // Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки. - 2014. - № 1-2. - С. 33-35.

3. Бершадский М. Е. Национальная система учительского роста: проблемы и предложе-ния // Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании :сборник мат-лов VI Всеросс. науч.-метод. интернет-конф. / под общей редакцией С. Ю. Новоселовой. - 2018. - С. 22-36.

4. Гладкая И. В. Проектирование экзамена для итоговой аттестации студента бакалавриата в контексте компетентностного подхода // Вестник Северного (Арктического) федерального унгиверситета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. - 2013. - № 3. - С. 132-138.

5. Далингер В. А. Требования к аттестации учителей математики в условиях действия новых профессиональных стандартов педагога // Международный журнал экспериментального образования. - 2016. - № 6-1. - С. 60-64.

6. Дурнева Е. Е. Итоговая государственная аттестация бакалавров, обучающихся по федеральным государственным образовательным стандартам третьего поколения // Международный журнал экспериментального образования. - 2013. - № 10-1. - С. 23-26.

7. Ковшова Е. С. Роль аттестации в профессиональной деятельности педагога и его социальном са-мочувствии // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 12(68). - С. 1301-1304

8. Минюрова С. А., Леонова О. И. Профессиональный экзамен: оценка квалификации педагога на соответствие требованиям профессионального стандарта // Психологическая наука и образование. - 2016. - Т. 21. - № 2. - С. 66-75.

9. Назаров С. В. Изменения в оценке готовности выпускников педагогического вуза к профессио-нальной деятельности : автореф. дис. ... канд. пед. наук. - 2010. - С. 12.

10. Новоселова С. Ю. Новые подходы к организации дополнительного образования педагогических работников в условиях формирования национальной системы учительского роста // Образовательная панорама. - 2017. - № 2(8). - С. 27-32.

11. Перминова О. П., Петрунина Т. А., Фоменко Е. В. Аттестация и оценка квалификации педагога на соответствие профессиональному стандарту педагога: опыт Хабаровского края [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование. -2016. - Т. 8. - № 2. - С. 65-86. - Режим доступа: www.psyedu.ru.

12. Проект «Модель аттестации учителей на основе использования единых федеральных оценочных материалов» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:https://админ.минобрнауки.рф/media/events/files/41d6c5be9f976020a135.pdf (дата обращения: 04.12.2018).

13. Смоляр А. И., Зоголь С. Г. Комплексный итоговый экзамен в педагогическом вузе: подходы и содержание // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2017. - Т. 6. - № 3(20). - С. 242-245.

14. Яковлев Е. В., Яковлева Н. О.Профессиональный экзамен как компонент многоканального «входа» в педагогическую профессию [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6. -Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=15406 (дата обращения: 04.12.2018).

15. Ямбург Е. Ш. Внедрение профессионального стандарта педагога: необходимость второго шага // Психологическая наука и образование. - 2016. - Т. 21. - № 2. - С. 35-43.

16. Andersson C. Professional development in formative assessment effects on teacher classroom practice and student achievement // University dissertation from Umeå : Umeå universitet, 2015.

17. Bengtsson A. When mathematics teachers focus discussions on slope Swedish upper secondary teachers in a professional development initiative // University dissertation from Växjö : Faculty of Technology, Linnaeus university, 2014.

18. Kullberg А. What is taught and what is learned. Professional insights gained and shared by teachers of mathematics // University dissertation from Göteborg : Acta Universitatis Gothoburgensis, 2010.

19. Lindvall J. Critical features and impacts of mathematics teacher professional development programs Comparing and characterizing programs implemented at scale // University dissertation from Västerås : Mälardalen University, 2017.

20. Palmér H. To become, or not to become, a primary school mathematics teacher. A study of novice teachers’ professional identity development// University dissertation from Växjö : Linnaeus University Press, 2013.


Для цитирования:


Антипова Е.П., Шамало Т.Н. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ БУДУЩИХ УЧИТЕЛЕЙ НА ОСНОВЕ ТРЕБОВАНИЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА. Педагогическое образование в России. 2018;(12):76-82.

For citation:


Antipova E.P., Shamalo T.N. IMPROVEMENT OF THE STATE FINAL EXAM FOR FUTURE TEACHERS ON THE BASIS OF THE REQUIREMENTS OF PROFESSIONAL STANDARD. Pedagogical Education in Russia. 2018;(12):76-82. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)