Preview

К ПРОБЛЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ГРАЖДАНСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ И ВАНДАЛИЗМ В СРЕДЕ МОЛОДЕЖНЫХ СООБЩЕСТВ

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблеме установления направлений гражданского образования, способных в современных условиях обеспечить формирование гражданской субъектности для профилактики деструктивных явлений вандального типа в среде молодежных сообществ. Целью данного исследования являлось выявление проблемных элементов, стимулирующих вандальную активность в структуре гражданской субъектности представителей молодежных сообществ, для определения наиболее актуальных направлений и инструментов гражданского образования. Базовые методологические установки исследования: социальная топология, социальный конструктивизм, компетентностный подход. Метод сбора эмпирических данных: индивидуальное полустандартизированное интервью, количество респондентов - 17 человек (юноши и девушки в возрасте от 13 до 31 года, учащиеся и работающие). Все опрошенные являются активными участниками различных молодежных сообществ г. Екатеринбурга не менее чем на протяжении двух лет. Новизну обусловила установка на то, что соотношение уровня развития и содержания элементов гражданской субъектности является определяющим для ряда вандальных активностей субкультур. Установлено, что общий уровень развития гражданской субъектности у представителей субкультурных сообществ достаточно высокий, хоть и несимметричный, однако наиболее проблемным является состояние методологической компоненты. В этой связи актуальными направлениями гражданского образования можно считать повышение компетентности субкультурной молодежи в институциональных и внеинституциональных практиках гражданского участия, что позволит не только скорректировать деструктивные формы реализации ими субъектности при достижении локальных целей, но и корректно использовать гражданский потенциал таких людей. Целесообразно прибегать к современным укороченным дистанционным форматам (мастер-классы, лайфхак-видео и пр.), создавать мастерские решений для работы «на конкретную проблему», не привязываться строго к образовательным организациям и вести точечную работу с отдельными группами молодежи. Предложенный подход к определению направлений гражданского образования через анализ гражданской субъектности молодежи универсален с точки зрения контингента и типов деструктивных явлений.

Об авторах

И. А. Симонова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Д. М. Никифорова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Бедерханова В. П., Демакова И. Д., Крылова Н. Б. Гуманистические смыслы образования // Проблемы современного образования. - 2012. - № 1. - С. 16-27.

2. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Психология вандального поведения : монография.- Екатеринбург, 2014. - 322 с.

3. Воробьева И. В, Кружкова О. В., Симонова И. А, Кривощекова М. С. Социализация и развитие социального серфинга современной молодежи в контексте гражданской субъектности // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 12. - С. 231-238.

4. Габидуллин И. Ф. Гражданское образование как основа российского общества [Электронный ресурс] // КПЖ. - 2012. - № 3(93). - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/grazhdanskoe-obrazovanie-kak-osnova-rossiyskogo-obschestva (дата обращения: 27.11.2018).

5. Гаязов А. С. Семь проблем современного образования. - Уфа : Вагант, 2008. - C. 223.

6. Гурова О. В. Школьный графический вандализм: механизм возникновения и реализации // Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - № 56-9. - С. 284-295.

7. Дранишников В. В. Модель гражданского образования школьников Кольского края // Наука и образование. - 2006. - № 7. - С. 54-64.

8. Денисова Г. С., Лубский А. В., Войтенко В. П. Гражданское образование как форма конструирования гражданственности в российском обществе // Поиск: Политика. Обществоведение. Искусство. Социология. Культура. - 2017. - № 5 (64). - С. 7-88.

9. Иванова З. С. Профилактика детского и подросткового вандализма // Профилактика безнадзорности, правонарушений и наркомании среди обучающихся и воспитанников образовательных учреждений города Москвы (Нормативно-правовые документы). Вып. 4 / отв. ред. В. П. Моисеенко. - М., 2008.

10. Меморандум «Актуальные задачи гражданского образования России» // Демократическая школа. - 2003. - № 1. - С. 75.

11. Морозова С. А. Гражданское образование как понятие и педагогическое явление // Universum: Вестник Герценовского университета. - 2008. - № 6. - С. 20-24.

12. Ольховская Т. А., Гаврилова Н. А. Субъектность как основа становления гражданской позиции студентов университета // Современные проблемы науки и образования. - 2016. - № 2. - С. 257-266.

13. Семисотнова О. А., Бессарабова И. С. Основные компоненты гражданского воспитания в современной школе (на примере США) [Электронный ресурс] // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал). - 2015. - № 9(53). - С. 672-689. - Режим доступа: https://www.researchgate.net/publication/285385140_THE_MAIN_COMPONENTS_OF_THE_CIVIC_EDUCATION_IN_MODERN_SCHOOL_USING_THE_EXAMPLE_OF_THE_USA (дата обращения: 04.12.2018).

14. Чулкова Р. Г. Методологические подходы к определению целей и сущности гражданского воспитания в современной школе [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?Id=12101 (дата обращения: 27.11.2018).

15. Citizenshipeducationforthe 21stcentury [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unesco.org/education/tlsf/mods/theme_b/interact/mod07task03/appendix.htm#text(дата обращения: 04.12.2018).

16. Clarke O. E. Virtuous Vice: Homoeroticism and the Public Sphere. - Durham : Duke university press, 2011.

17. Fahmy E. Young Citizens. - London : Routledge, 2006.

18. Frank J. «Besides Our Selves»: An Essay on Enthusiastic Politics and Civil Subjectivity // Public Culture. - 2005. - № 17 (3). -P. 371-392.

19. Levine D. P.The Capacity for Civic Engagement: Public and Private Worlds of the Self.- Palgrave Macmillan, 2011.

20. Simonova I. A., Vorobyeva I. V., Kruzhkova O. V., Krivoshekova M. S. Social surfing as a risk in forming of civill subjectivity of teenagers // Astra Salvensis - 2018. - № 6. -С. 610-621.

21. Wise J. A gentle deterrent to vandalism // Psychology Today. - 1982. - Vol. 16. - № 9. -P. 28-31.

22. www.hse.ru/[Electronic resource]. - Mode of access: https://www.hse.ru/monitoring/mcs/civic_edu (date of access: 04.12.2018).

23. www.dorohovo-school.edusite.ru [Electronic resource]. - Mode of access: http://dorohovo-school. edusite.ru/p360aa1.html (date of access: 04.12.2018).


Для цитирования:


Симонова И.А., Никифорова Д.М. К ПРОБЛЕМЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ: ГРАЖДАНСКАЯ СУБЪЕКТНОСТЬ И ВАНДАЛИЗМ В СРЕДЕ МОЛОДЕЖНЫХ СООБЩЕСТВ. Педагогическое образование в России. 2018;(12):60-68.

For citation:


Simonova I.A., Nikiforova D.M. ABOUT THE PROBLEM OF CIVIc EDUCATION IN RUSSIA: CIVIL SUBJECTIVITY AND VANDALISM OF YOUTH COMMUNITIES. Pedagogical Education in Russia. 2018;(12):60-68. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)