Preview

МУЗЕЙ ИСТОРИИ ВУЗА КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ: ИЗ ОПЫТА УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

Полный текст:

Аннотация

История Уральского государственного педагогического университета - это целая эпоха. Пересечение судеб и событий, множество маленьких сюжетов, вплетенных в историю страны. Меняются действующие лица, проходят годы, с каждым днем жизнь становится все динамичнее, а память о тех, кого запечатлела история, бережно хранится в музее. В 2020 г. Уральскому государственному педагогическому университету исполнится 90 лет.Статья посвящена роли музея в процессе сохранения исторической памяти университета. В статье рассмотрена история создания и развития музея Свердловского государственного педагогического института (СГПИ) - УрГПУ, охарактеризованы основные направления деятельности музея на современном этапе, направленные на сохранение исторической памяти: научно-исследовательская и методическая, экспозиционно-выставочная, экскурсионная, гражданско-патриотическая деятельность. Описаны ключевые проекты, реализованные сотрудниками музея в 2010-2017 гг.: «Другое детство: повседневная жизнь детей в условиях Великой Отечественной войны», «Одна на всех Победа: цикл интерактивных занятий для воспитанников детских домов», «Путь к Победе: исторический турнир в формате квеста», «На той войне незнаменитой: по следам советско-финляндской войны 1939-1940 гг.», «Искать и помнить: создание экспозиции по истории поискового движения Свердловской области» и др.

Об авторах

И. В. Грибан
Уральский государственный педагогический университет
Россия


А. А. Сердюков
Уральский государственный педагогический университет
Россия


С. В. Лыта
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Вспомним всех поименно… (сборник очерков). - Екатеринбург, 2011. - 82 с.

2. Грибан И. В. Историческая память как исследовательская проблема: анализ современных подходов // Бюллетень науки и практики. - 2016. - № 11. - С. 334-342.

3. Грибан И. В., Антропов К. А., Бурова А. И. Искать и помнить: поисковая деятельность как средство патриотического воспитания молодежи // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 195-200.

4. Грибан И. В., Неволин А. В. Кино как источник формирования исторической памяти: из опыта деятельности студенческого киноклуба «Двадцать пятый кадр» // Бюллетень науки и практики. - 2017. - № 9. - С. 184-188.

5. Грусман В. М. Музей как институт формирования исторической памяти // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2007. - № 35. - С. 92-99.

6. Информационный бюллетень УрГПУ. - 2007. - Вып. 144. - С. 60-63.

7. Колодий Н. А. Лабиринт памяти - места памяти - война памяти: опыт истолкования // Вестник науки Сибири. - 2013. - № 1 (7). - С. 240-245.

8. Коршунов Ю. М. Мемориальные комплексы и музеи истории Второй мировой войны в Центральной и Восточной Европе // Новая и новейшая история. - 2011. - № 1. - С. 241-243.

9. Музей в информационной политике образовательного учреждения :мат-лы регион.науч.-практ.конф. - Екатеринбург, 2013. - 106 с.

10. Нора П. Проблематика мест памяти [Электронный ресурс] // Франция - память. - СПб., 1999. - С. 17-50. - Режим доступа: http://ec-dejavu.ru/m-2/Memory-Nora.html (дата обращения: 15.06.2016).

11. Патриотическое воспитание детей и молодежи средствами музейной педагогики :сборник метод.мат-лов по развитию музейной работы в образовательных организациях субъектов Российской Федерации. - М. : АНО «ЦНПРО», 2015. - 253 с.

12. Репина Л. П. Память и историописание // История и память: историческая культура Европы до начала Нового времени. - М., 2006. - С. 19-46.

13. Ростовцев Е. А., Сидорчук И. В. Музей и историческая память в современной России // Вопросы музеологии. - 2014. - № 2 (10). - С. 16-21.

14. Савельева И. М., Полетаев А. В. Знание о прошлом: теория и история. - СПб., 2006. - Т. 2. Образы прошлого. - 751 c.

15. Сердюков А. А. Создание музея истории Уральского государственного педагогического университета // Музей в информационной политике образовательного учреждения :мат-лы регион.науч.-практ. конф. - Екатеринбург, 2013. - С. 77-81.

16. Уральский государственный педагогический университет: Летопись-хроника 1930 - 2000. - Екатеринбург, 2000. - 429 с.

17. Центр документации общественных организаций Свердловской области (далее - ЦДООСО). Ф. 240. Оп. 1. Д. 137. Л. 119.

18. ЦДООСО. Ф. 240. Оп. 1. Д. 158. Л. 54.

19. ЦДООСО. Ф. 240. Оп. 1. Д. 195. Л. 97.

20. Francois E. Vergleichen, um besser zu verstehen: Die Gegenwart der Vergangenheit zwischen Vielfalt und Wandel // Krieg im Museum. Präsentationen des Zweiten Weltkriegs in Museen und Gedenkstätten des östlichen Europa. -München : Vandenhoeck und Ruprecht, 2015. - S. 361-368.

21. Makhotina E., Schulze Wessel M. Neue Konfliktlinien in der Erinnerungen an den Zweiten Weltkrieg im östlichen Europa: zur Einleitung // Krieg im Museum. Präsentationen des Zweiten Weltkriegs in Museen und Gedenkstätten des östlichen Europa. -München : Vandenhoeck und Ruprecht, 2015. - S. 1-15.

22. Thiemeyer T. Politik des Zeugens. Das Museum als Medium der Weltkriegs-Erinnerung // Krieg im Museum. Präsentationen des Zweiten Weltkriegs in Museen und Gedenkstätten des östlichen Europa. -München : Vandenhoeck und Ruprecht, 2015. - S. 15-29.


Для цитирования:


Грибан И.В., Сердюков А.А., Лыта С.В. МУЗЕЙ ИСТОРИИ ВУЗА КАК СРЕДСТВО СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ: ИЗ ОПЫТА УРАЛЬСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. Педагогическое образование в России. 2018;(12):11-17.

For citation:


Griban I.V., Serdyukov A.A., Lyta S.V. MUSEUM OF THE UNIVERITY HISTORY AS A MEANS OF PRESERVING HISTORICAL MEMORY: FROM THE EXPERIENCE OF THE URAL STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. Pedagogical Education in Russia. 2018;(12):11-17. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)