Preview

ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СТРУННО-ЩИПКОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ (ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ)

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена актуальной проблеме музыкального образования, связанной с поиском путей оптимизации процесса обучения школьников игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах в условиях детской музыкальной школы. В процессе обучения игре на музыкальном инструменте у школьников возникают трудности, причины которых связаны с неумением организовать свою учебную деятельность, мотивировать себя на выполнение учебных заданий, сосредоточиваться и контролировать их выполнение. В этой связи авторы статьи считают целесообразным в первый год обучения сосредоточить внимание на формировании у школьников регулятивных универсальных учебных действий применительно к новым условиям и задачам учебной музыкальной деятельности. Вопросы формирования универсальных учебных действий у обучающихся детской музыкальной школы в теории и практике музыкального образования разработаны недостаточно, поскольку такая задача не была отражена в Федеральных государственных требованиях (в отличие от общеобразовательной школы, где формирование у школьников универсальных учебных действий закреплено в Федеральных государственных образовательных стандартах). Сложившаяся ситуация противоречит реализации идеи целостного развития личности ребенка в едином образовательном пространстве. В статье в опоре на базовую концепцию универсальных учебных действий и результаты исследований в смежных областях знания раскрывается содержание регулятивных универсальных учебных действий в соответствии с задачами, решающимися на различных этапах первого года обучения игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах. Формирование регулятивных универсальных учебных действий рассматривается как результативный способ преодоления трудностей, возникающих у школьников в процессе освоения технических приемов игры на струнно-щипковых музыкальных инструментах и подготовки к первым концертным выступлениям. Приводятся результаты опроса педагогов детских музыкальных школ, подтверждающие результативность предложенных идей и разработанных методических материалов в обучении школьников игре на струнно-щипковых музыкальных инструментах.

Об авторах

Л. В. Матвеева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


И. А. Газизова
детская музыкальная школа № 3 имени Д. Д. Шостаковича
Россия


Список литературы

1. Алексеева Л. Л. Формирование универсальных учебных действий на уроках искусства в школе: теоретические аспекты и возможности реализации // Педагогика искусства. - 2012. - № 2. - С. 20-27.

2. Антошкина А. А. Проблема развития у школьников регулятивных УУД: состояние, перспективы решения // Уч. зап. Забайкал. гос. ун-та. - 2016. - Т. 11. - № 6. - С. 100-106.

3. Аракелова А. О. О реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области искусств. В 2 ч. Ч. 1. Монография / авт.-сост. А. О. Аракелова. - М. : Минкультуры России, 2012. - 118 с.

4. Варламов Д. И. Теория и практика народного инструментализма: от понятий - к действиям // Тр. С.-Петерб. гос. ин-та культуры. - СПб., 2015. - Т. 207 : Русские народные музыкальные инструменты в современной культуре России : Всерос. науч.-практ. конф. (30-31 янв. 2014 г., Санкт-Петербург). - С. 9-22.

5. Газизова И. А. Формирование регулятивных действий у младших школьников в процессе обучения в музыкальной школе // Казанская наука. - 2013. - № 4. - С. 187-189.

6. Имханицкий М. И. История исполнительства на русских народных инструментах : учеб. пособие для музыкальных вузов и училищ. - М. : Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002. - 351 с.

7. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли : пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская [и др.] ; под ред. А. Г. Асмолова. - М. : Просвещение, 2008. - 151 с.

8. Карпов А. В. Психология менеджмента : учеб. пособие. - М. : Гардарики, 2005. - 584 с.

9. Курдина Е. С. Методика формирования навыков самостоятельной деятельности у начинающих эстрадных вокалистов // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 7. - С. 164-169.

10. Лукьянович А. К. Формирование регулятивных УУД у младших школьников в рамках внеурочного курса «Образовательная робототехника» // Начальная школа плюс До и После. - 2013. - № 2. - С. 61-65.

11. Малахова О. А. Методика развития эмоционально-волевой саморегуляции у младших школьников в условиях вокально-хоровой деятельности // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 6. - С. 107-113.

12. Мамоджанова А. К. Возрастные особенности формирования компонентов регулятивных УУД у младших школьников // Современная наука. Актуальные проблемы теории и практики. Сер. «Гуманитарные науки». - 2013. - № 7-8. - С. 26-29.

13. Матвеева Л. В., Газизова И. А. Перспективы формирования регулятивных универсальных учебных действий у младших школьников в процессе обучения в детской музыкальной школе (по материалам констатирующего обследования) // Казанская наука. - 2015. - № 7. - С. 143-146.

14. Моисеева Л. В., Драчева Е. Ю. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в процессе естественнонаучной подготовки старшеклассников по индивидуальным учебным планам [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2015. - № 3. - Режим доступа: https://www.science-education.ru/article/view?id=19498 (дата обращения: 21.08.2017).

15. Свиридова Л. А., Белогородцева Е. А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий - контроля и коррекции у учащихся начальной и средней школы // Эксперимент и инновации в школе. - 2014. - № 1. - С. 5-8.

16. Тагильцева Н. Г. Организация музыкальных занятий в стартовых школах // Образование и наука. - 2013. - № 6 (105). - С. 118-130.

17. Тагильцева Н. Г., Курлапов М. Н. Диагностика развитости коммуникативных навыков младших школьников - участников скрипичного ансамбля // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 3. - С. 68-76.

18. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М. : Просвещение, 2011. - 33 с.

19. Халилова Ж. Г. Проблемы сохранения контингента учащихся в детской музыкальной школе (начальный этап обучения) // Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности : материалы докл. науч.-практ. конф., 23-24 дек. 1999 г. / Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2000. - Т. 4. - С. 83-85.


Для цитирования:


Матвеева Л.В., Газизова И.А. ФОРМИРОВАНИЕ У ШКОЛЬНИКОВ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА СТРУННО-ЩИПКОВЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТАХ (ПЕРВЫЙ ГОД ОБУЧЕНИЯ). Педагогическое образование в России. 2018;(11):157-163.

For citation:


Matveyeva L.V., Gazizova I.A. FORMATION OF REGULATORY UNIVERSAL LEARNING ACTIONS IN SCHOOLCHILDREN IN THE PROCESS OF TEACHING THEM TO PLAY PLUCKED STRING MUSICAL INSTRUMENTS (FIRST YEAR OF STUDY). Pedagogical Education in Russia. 2018;(11):157-163. (In Russ.)

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)