Preview

РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается проблема подготовки бакалавров направления «Педагогическое образование» к реализации полихудожественного подхода в обучении и воспитании детей. Раскрывается сущность полихудожественного подхода на этапе его зарождения и в современном понимании как целостной стратегии взаимодействия искусств в образовании школьников. Характеризуются особенности организации процесса подготовки будущих педагогов к реализации полихудожественного подхода в двух структурных подразделениях Уральского государственного педагогического университета - Институте музыкального и художественного образования и Институте педагогики и психологии детства. Выявляются типовые ошибки и недостатки реализации будущими учителями полихудожественного подхода в процессе подготовки в педагогическом вузе. Обосновывается необходимость усиления внимания к развитию у бакалавров аналитических умений в процессе их подготовки к реализации полихудожественного подхода. Аналитические умения педагога рассматриваются в контексте требований ФГОС направления «Педагогическое образование» бакалавриата различных профилей. Подробно раскрывается содержание заданий, нацеленных на развитие у будущих педагогов образовательной области «Искусство» аналитических умений в контексте их подготовки к реализации полихудожественного подхода. Приводятся примеры алгоритмов выполнения данных заданий, отражающих последовательность действий обучающихся при выявлении особенностей реализации полихудожественного подхода в практике музыкального или художественного образования. Характеризуются требования к проекту педагогического процесса с использованием элементов полихудожественного подхода, самостоятельно разрабатываемому обучающимися. Анализируются позитивные результаты выполнения ими данных заданий, выявляются недостатки, типичные ошибки в разработке проекта и способы их устранения.

Об авторах

Л. В. Матвеева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


С. А. Новоселов
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Н. Г. Тагильцева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Горпиненко Е. А. Полихудожественный подход как важнейшее методологическое основание развития импровизационных способностей учащихся младших классов хореографических училищ [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. - 2014. - № 1. - Режим доступа: http://art-education.ru/ electronic-journal/polihudozhestvennyy-podhod-kak-vazhneyshee-metodologicheskoe-osnovanie-razvitiya.

2. Кашекова И. Э. Технология интеграции и конвергентности с искусством в предпрофильном и профильном образовании [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. - 2008. - № 1. - Режим доступа: http://art-education.ru/electronic-journal/tehnologiya-integracii-i-konvergentnosti-s-iskusstvom-v-predprofi lnom-i-profilnom.

3. Куприна Н. Г. Музыка в личностном развитии ребенка [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. - 2014. - № 4. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal/muzyka-v-lichnostnom-razvitii-rebenka.

4. Куприна Н. Г., Новоселов С. А. Системно-деятельностный подход и современный урок музыки (анализ конкурсных заданий по уроку предметной области «Искусство») // Педагогическое образование в России. - 2017. - № 12. - С. 75-79.

5. Куприна Н. Г., Оганесян Э. Д. Полихудожественный подход в социально-коммуникативном развитии детей старшего дошкольного возраста // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 5. - С. 167-170.

6. Мижериков В. А., Ермоленко М. Н. Введение в педагогическую деятельность : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений. - М. : Педагогическое общество России, 2002. - 268 с.

7. Мун Л. Н. Синтез искусств в художественном образовании (интерактивная импровизационная технология) [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. - 2008. - № 4. - Режим доступа: http://www. art-education.ru/electronic.journal/sintez-iskusstv-v-hudozhestvennom-obrazovanii-interaktivnaya-improvizacionnaya.

8. Мун Л. Н. Синтез искусств как постоянно развивающийся процесс порождения нового в искусстве, образовании, науке и его импровизационная природа [Электронный ресурс] // Педагогика искусства. - 2008. - № 2. - Режим доступа: http://www.art-education.ru/electronic-journal/sintez-iskusstv-kak-postoyan no-razvivayushchiysya-process-porozhdeniya-novogo-v.

9. Новоселов С. А. Подготовка студентов к педагогическому творчеству: система понятий и ее воспитательная направленность // Понятийный аппарат педагогики и образования : коллективная моногр. / отв. ред. Е. В. Ткаченко, М. А. Галагузова ; Урал. гос. пед. ун-т. - Екатеринбург, 2017. - С. 258-266.

10. Овсянникова И. Г. Аналитические умения будущих учителей: сущностные характеристики // Изв. Волгогр. гос. пед. ун-та. - 2013. - № 2 (77). - С. 33-36.

11. Педагогика : учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. - М. : Школа-пресс, 1997. - 512 с.

12. Программы общеобразовательных учреждений. Музыка. 1-8 кл. / под руководством Д. Б. Кабалевского. - 3-е изд. - М. : Просвещение, 2006. - 224 с.

13. Райзберг Б. А., Лозовский Л. Ш., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. - 2-е изд., испр. - М. : ИНФРА-М, 1999. - 479 с.

14. Тагильцева Н. Г. Полихудожественный подход в организации процесса обучения учителей музыки в педагогическом вузе // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 5. - С. 147-152.

15. Тагильцева Н. Г. Полихудожественный подход в развитии стратегии полихудожественного образования // Педагогическое образование в России. - 2015. - № 12. - С. 91-94.

16. Тагильцева Н. Г., Овсянникова О. А. Полихудожественный подход в подготовке учителей предметной области «Искусство» // Язык и культура. - 2017. - № 40. - С. 289-301.

17. Юсов Б. П. Стратегия взаимодействия искусств в воспитании школьников (новая парадигма) // Взаимодействие искусств: методология, теория, гуманитарное образование : материалы междунар. науч.-практ. конф. (Астрахань, 25-29 авг. 1997 г.). - Астрахань, 1997. - № 4. - С. 214-220.


Для цитирования:


Матвеева Л.В., Новоселов С.А., Тагильцева Н.Г. РАЗВИТИЕ АНАЛИТИЧЕСКИХ УМЕНИЙ У БАКАЛАВРОВ НАПРАВЛЕНИЯ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ К РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОГО ПОДХОДА. Педагогическое образование в России. 2018;(11):144-151.

For citation:


Matveyeva L.V., Novoselov S.A., Tagil’Tseva N.G. DEVELOPMENT OF ANALYTICAL SKILLS IN BACHELORS OF PEDAGOGICAL EDUCATION IN THE PROCESS OF TRAINING TO REALIZE THE POLYARTISTIC APPROACH. Pedagogical Education in Russia. 2018;(11):144-151. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)