Preview

ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРГ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Полный текст:

Аннотация

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена потребностью в изучении перспектив развития дуальной системы образования ФРГ в условиях глобализации для определения возможностей ее заимствования образовательными системами других стран. Цель работы состоит в исследовании перспектив развития дуальной системы образования ФРГ на основе анализа современных англо- и немецкоязычных источников и экспертных оценок. В основу методологии исследования положен сравнительный анализ иноязычных научных текстов, включенное наблюдение автора как участника Конгресса по профессиональному образованию 2018 г. в г. Берлине, проводимого Федеральным институтом профессионального образования ФРГ, а также экспертный опрос с использованием открытых и закрытых вопросов, дополненный методом контент-анализа материалов. Исследование обобщает опыт реализации дуальной системы образования ФРГ и систематизирует перспективы его развития в условиях глобализации в области совершенствования законодательных и экономических механизмов, перехода к раннему профориентированию, коррекции организационно-методического обеспечения, ориентации на новые профессии и компетенции. Материалы статьи могут быть полезны в плане практического применения для системы профессионального образования ФРГ при формировании механизмов реагирования на глобализационные изменения, а также могут быть использованы применительно к системам профессионального образования других стран, стремящихся заимствовать опыт дуального образования ФРГ, для понимания условий эффективного функционирования аналогичной образовательной модели.

Об авторе

А. Ю. Плешакова
Уральский государственный горный университет
Россия


Список литературы

1. Гатин Р. Г. Общеобразовательная и профессиональная подготовка квалифицированных рабочих в ГДР и ФРГ в 70-80 гг. XX века : автореф. дис. … канд. пед. наук. - Казань, 1988. - 19 с.

2. Есенина Е. Ю. Что такое дуальная система обучения? [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.firo.ru/wp-content/uploads/2014/02/Esenina.pdf.

3. Кларин В. М. Педагогические технологии и инновационные тенденции в современном образовании (зарубежный опыт) // Инновационное движение в российском школьном образовании. - М., 1997. - 337 с.

4. Корнеева Л. И. Педагогические особенности деятельности и подготовки обучающего персонала в дуальной системе профессионального образования ФРГ : автореф. дис. … канд. пед. наук. - Екатеринбург, 1994. - 19 с.

5. Пискунов А. И. Теория и практика трудовой школы Германии (до Веймарской республики). - М., 1963. - 286 с.

6. Соловьева С. В. Дуальная система профессионального образования в Германии [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik_soc/18115942_2013__4(32)_unicode/

7. Федеральные государственные образовательные стандарты [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgos.ru/.

8. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/.

9. Федотова Г. А. Развитие дуальной формы профессионального образования (опыт ФРГ и России) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dslib.net/prof-obrazovanie/razvitie-dualnoj-formy-professionalnogo-obrazovanija.html.

10. Федотова О. Д. Теоретико-методологические основы педагогики Германии и ФРГ, конец 19 века - 90-е гг. 20 века [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.dslib.net/obw-pedagogika/teoretiko-metodologicheskie-osnovy-pedagogiki-germanii-i-frg-konec-xix-veka-90-e.html.

11. Шелтен А. Введение в профессиональную педагогику : учеб. пособие. - Екатеринбург : Изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 1996. - 288 (419) с.

12. Яркина Т. Ф. Критика идейных позиций буржуазной педагогики и школы в ФРГ. - М. : Высшая школа, 1976.

13. Allen M. Brief history and description of the National Innovative System in Germany [Electronic resource]. - Mode of access: www.researchgate.net/profile/Matthew_Allen6/publication/307938035_The_ National_Innovation_System_in_Germany/links/5af164efaca272bf4255b7d6/The-National-Innovation-System-in-Germany.pdf?origin=publication_detail (date of access: 05.07.2018).

14. BIBB Online documentation of the BIBB Congress [Electronic resource]. - Mode of access: https://kon gress2018.bibb.de/en/?s= (date of access: 21.07.2018).

15. Ebner Ch., Uhly A. Entstehung und Merkmale des dualen Ausbildungssystems [Electronic resource]. - Mode of access: www.bpb.de/gesellschaft/bildung/zukunft-bildung/230376/duale-ausbildung (date of access: 21.07.2018).

16. Engelmann D. Vocational orientation and vocational guidance today - challenges in times of societal change and of fundamental shifts on the labour market [Electronic resource]. - Mode of access: https://kongress2018.bibb.de/en/congress/forum-iv-school-and-then-what/ (date of access: 22.07.2018).

17. Gei J., Matthes S. Refugees on their way into training - what support do they want? [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.bibb.de/en/66615.php (date of access: 01.08.2018).

18. Greinert W. D. Orhanisationsmodelle und Lernkonzepte in der beruflichen Bildung. - Stuttgart, 2001.

19. Hemkes B., Wiesner K.-M. Higher education doubters and their view of vocational education and training. Results of a student survey [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.bibb.de/en/49203.php (date of access: 18.07.2018).

20. Kinti I., Hayward G. Developing Skills for collaborative, relational research in Higher Education: a cultural historical analysis // Pedagogy in Higher Education: A Cultural Historical Approach. Cambridge / G. Wells, A. Edwards (eds). -Cambridge Univ. Pr., 2012.

21. Krewerth A., Eberhard V., Gei J. Orientation in the vocational training jungle [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.bibb.de/en/22480.php (date of access: 03.08.2018).

22. Kuebert F. “Bidungseinheit” und Systemtransformation. Beitraege zur bildungspolitischen Entwick lungwn in den neuen Bundeslaendem und im oestlichen Europa. - Berlin, 1999.

23. Lipsmeier A Berufsbildungspolitik in den 70er Jahren. Eine kritische Bestandsaufhahme fur 80er Jahre. - Wiesbaden : Steiner, 1983. - (Zeitschrif fur Berufs- und Wirtschaftspadagogik / Beiheft ; 4).

24. Mulder M. Competence-based vocational and professional education. - Springer Int. Publ., 2017.

25. Padur T., Zinke G. Digitalisation of the world of work - perspectives and challenges facing vocational education and training 4.0 [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.bibb.de/en/36985.php (date of access: 04.08.2018).

26. Sell S., Schultheis K. Hintergrund: Berufliche Bildunghttp [Electronic resource]. - Mode of access: www.bpb.de/politik/innenpolitik/arbeitsmarktpolitik/187848/hintergrund-berufliche-bildung (date of access: 18.07.2018).

27. Thomann B., Mouillour I. From a special case to a model that is in demand - what makes dual VET attractive abroad? [Electronic resource]. - Mode of access: https://www.bibb.de/en/22750.php (date of access: 21.07.2018).

28. WoBmann L. Public-Private Partnerships in Schooling: CrossCountry Evidence on their Effectiveness in Providing Cognitive Skills. Program on Education Policy and Governance, Research Paper PEPG 05-09. - Cambridge, MA : Harvard Univ., 2005.

29. World demographic trends. Report of the UN General Secretary [Electronic resource]. - Mode of access: https://undocs.org/en/E/CN.9/2014/3 (date of access: 27.07.2018).


Для цитирования:


Плешакова А.Ю. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ДУАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ФРГ В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ. Педагогическое образование в России. 2018;(11):116-123.

For citation:


Pleshakova A.Yu. PROSPECTS OF THE GERMAN DUAL SYSTEM OF EDUCATION IN THE SITUATION OF GLOBALIZATION. Pedagogical Education in Russia. 2018;(11):116-123. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)