Preview

ВЛИЯНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Полный текст:

Аннотация

В статье исследуется проблема формирования жизнестойкости будущих педагогов дошкольного образования в ее взаимосвязи с профессиональной идентичностью. Рассмотрены феномен жизнестойкости как ресурса личности, позволяющего действовать в многообразных сложных жизненных и профессиональных ситуациях, и профессиональной идентичности как одной из сторон самосознания. Представлены сущность жизнестойкости личности как системы убеждений или установок, описана ее трехкомпонентная структура, включающая вовлеченность, контроль и принятие риска как аттитюды жизнестойкости. Авторами выдвинуто предположение о том, что жизнестойкость и профессиональная идентичность будущих воспитателей дошкольных образовательных организаций являются взаимосвязанными, что на формирование профессиональной идентичности положительное влияние оказывает жизнестойкость личности. С целью оценки влияния жизнестойкости личности на динамику развития профессиональной идентичности у будущих педагогов дошкольных образовательных организаций было проведено опытно-экспериментальное исследование. Авторами представлен сравнительный анализ уровней развития жизнестойкости и профессиональной идентичности у студентов очной и заочной форм обучения, определены имеющиеся между ними различия. Кроме того, сделан вывод о том, что профессиональная идентичность в полной мере формируется только на достаточно высоком уровне профессионального развития. При помощи методов математической статистики выявлена и произведена оценка степени взаимосвязанности показателей жизнестойкости и профессиональной идентичности, свидетельствующая о наличии заметной связи между ними и статистически значимой зависимости. Результаты исследования дают возможность подтвердить предположение о том, что выраженный уровень жизнестойкости оказывает положительное влияние на формирование профессиональной идентичности будущих воспитателей.

Об авторах

М. А. Забоева
Шадринский государственный педагогический университет
Россия


Н. А. Каратаева
Шадринский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Александрова Л. A. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня : сб. науч. тр. / под ред. М. М. Горбатовой, A. B. Серого, М. С. Яницкого. - Кемерово : Кузбассвузиздат, 2004. - Вып. 2. - С. 82-90.

2. Зеер Э. Ф. Психология профессий : учеб. пособие для студ. вузов. - 2-е изд., перераб. и доп. - М., 2003. - 336 с.

3. Кузьмин М. Ю. Кризис идентичности у студентов и его связь с жизнестойкостью : дис. … канд. психол.наук : 19.00.01. - Иркутск, 2012. - 191 с.

4. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. - М. : Смысл, 2006. - 63 с.

5. Леонтьев Д. А., Мандрикова Е. Ю., Осин Е. Н., Плотникова А. В., Рассказова Е. И. Опыт структурной диагностики личностного потенциала // Психологическая диагностика. - 2007. - № 1. - С. 8-32.

6. Логинова М. В. Психологическое содержание жизнестойкости личности студентов : автореф. дис. … канд. психол. наук. - М., 2010. - 24 с.

7. Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - С. 8-47.

8. Мищенко Т. В. Определение содержания понятия профессиональной идентичности // Кризис идентичности и проблемы становления гражданского общества в России. - Ярославль, 2003. - С. 168-176.

9. Наливайко T. B. Исследование жизнестойкости и ее связей со свойствами личности : автореф. дис. … канд. психол. наук. - Ярославль, 2006. - 27 с.

10. Поваренков Ю. П. Психологическое содержание профессионального становления человека. - М. : Изд-во УРАО, 2002. - 160 c.

11. Профессиональное становление будущих психологов : моногр. / под общ. ред. З. В. Дияновой, О. П. Фроловой, Т. М. Щеголевой. - Иркутск : Изд-во Иркут. гос. ун-та, 2008. - 124 с.

12. Румянцева Т. В. Психологическое консультирование: диагностика отношений в паре. - СПб. : Речь, 2006. - 176 с.

13. Шнейдер Л. Б. Личностная, гендерная и профессиональная идентичность: теория и методы диагностики. - М. : Москов. психолого-социальный ин-т, 2007. - 128 с.

14. Шнейдер Л. Б. Профессиональная идентичность: структура, генезис и условия становления : автореф. дис. … д-ра психол. наук. - М., 2001. - 69 с.

15. Khoshaba D., Maddi S. Early Antecedents of Hardiness // Consulting Psychology Journ. - 1999. - Vol. 51. - N 2. - P. 106-117.

16. Maddi S. Greating Through Making Decisions // The Human Search for Meaning / ed. by P. T. P.Wong, P. S. Fry. Mahwah. - 1998. - P. 1-25.


Для цитирования:


Забоева М.А., Каратаева Н.А. ВЛИЯНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ЛИЧНОСТИ НА ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Педагогическое образование в России. 2018;(11):103-107.

For citation:


Zaboyeva M.A., Karatayeva N.A. ТHE INFLUENCE OF PERSONALITY RESILIENCE ON PROFESSIONAL IDENTITY OF FUTURE PEDAGOGUES OF PRESCHOOL EDUCATION. Pedagogical Education in Russia. 2018;(11):103-107. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)