Preview

РАЗРАБОТКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ МНЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАБОТОДАТЕЛЯ

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматриваются начальные этапы создания оценочных материалов для измерения уровня сформированности компетенций обучающихся по образовательным программам высшего образования (уровень специалитета). Необходимость их разработки обосновывается стремлением к совершенствованию качества обучения, повышению готовности выпускников к практической деятельности. Аргументируется участие представителей работодателя в оценивании компетенций обучающихся. Обсуждаются методические проблемы создания оценочных материалов: длительность обучения; гетерогенность содержания учебных дисциплин, формирующих профессиональные компетенции; конкуренция с академическими показателями и критериями оценивания. Преодоление затруднений обеспечивается изучением представлений работодателя о показателях и критериях оценки компетентности будущих специалистов. Представляется процедура и результаты такого исследования. Сбор мнений осуществляется путем специально разработанной анкеты. Структура анкеты соответствует трем основным задачам построения оценочных материалов: определение типовых трудовых действий (функций), показателей, свидетельствующих о способности обучающихся выполнять трудовые функции, выявление критериев, позволяющих оценивать эти показатели. Обработка мнений работодателей производится методами контент-анализа, статистической оценки согласованности суждений (расчета коэффициентов вариации и конкордации). Результаты изучения мнений привели к выводу о том, что деятельность выпускника оценивается работодателем по шести направлениям (видам трудовых функций). Их оценка проводится по показателям: а) знаний (объема представлений и их актуальности); б) умений (правильности действий и их детальности). Делается вывод о том, что обобщение и анализ мнений представителей работодателя позволяет выявить типовые области профессиональной деятельности, а также дополнить академические показатели оценивания компетентности профессионально обоснованными.

Об авторах

Р. А. Быкова
Санкт-Петербургский университет МВД России
Россия


К. В. Злоказов
Санкт-Петербургский университет МВД России
Россия


Список литературы

1. Балганова Е. В., Богдан Н. Н. Оценка работодателями компетенций будущих специалистов в сфере управления персоналом как основа совершенствования образовательного процесса // Профессиональное образование в современном мире. - 2016. - Т. 6. - № 2. - С. 290-296.

2. Берестнева О. Г. Качество обучения в техническом университете: методы оценки и результаты исследований. - Томск : Изд-во ТПУ, 2004. - 192 с.

3. Звонников В. И., Челышкова М. Б. Оценка качества результатов обучения при аттестации (компетентностный подход) : учеб. пособие. - Изд. 2-е, перераб. и доп. - М., 2012. - 280 с.

4. Зимняя И. А. Компетентностный подход: каково его место в системе современных подходов к проблеме образования? (теоретико-методологический аспект) // Высшее образование сегодня. - 2006. - № 8. - С. 20-26.

5. Зыкина Е. И. Оценка преподавателями университета и работодателями профессиональных компетенций выпускников-юристов // Вектор науки ТГУ. - 2014. - № 1. - С. 112-115.

6. Ефремова Н. Ф. Компетенции в образовании: формирование и оценивание. - М. : Национальное образование, 2012. - 416 с.

7. Ефремова Н. Ф. Формирование и оценивание компетенций в образовании : моногр. - Ростов н/Д : Аркол, 2010. - 386 с.

8. Мисиченко Н. Ю. Модель трудоустройства выпускников вуза в системе обеспечения качества подготовки специалистов // Вестн. Ростов. гос. экономич. ун-та (РИНХ). - 2009. - № 27. - С. 260-270.

9. Примакин А. И., Большакова Л. В. Метод экспертных оценок в решении задач обеспечения экономической безопасности хозяйствующего субъекта // Вестн. С.-Петерб. ун-та МВД России. - 2012. - № 1. - С. 191-200.

10. Трудовой кодекс Российской Федерации : федер. закон от 30.12.2001 N 197-ФЗ : (ред. от 19.07. 2018) // Собрание законодательства РФ. - (07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 3).

11. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 27.06.2018) «Об образовании в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. - (31.12.2012, N 53 (ч. 1), ст. 7598).

12. Фортыгина Е. А., Силина Е. К., Карапетянц И. В. Оценка компетенций специалистов работодателями // Мир транспорта. - 2014. - Т. 12. - № 3. - С. 198-209.

13. Челышкова М. Б., Звонников В. И., Давыдова О. В. Оценивание компетенций в образовании : учеб. пособие. - М. : Изд. дом ГОУ ВПО «ГУУ», 2011. - 229 с.


Для цитирования:


Быкова Р.А., Злоказов К.В. РАЗРАБОТКА ПОКАЗАТЕЛЕЙ И КРИТЕРИЕВ ОЦЕНКИ КОМПЕТЕНТНОСТИ СПЕЦИАЛИСТОВ НА ОСНОВЕ МНЕНИЯ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ РАБОТОДАТЕЛЯ. Педагогическое образование в России. 2018;(11):87-93.

For citation:


Bykova R.A., Zlokazov K.V. INDICATORS AND CRITERIA OF ASSESSMENT OF THE COMPETENCE OF SPECIALISTS BASED ON THE OPINIONS OF EMPLOYER REPRESENTATIVES. Pedagogical Education in Russia. 2018;(11):87-93. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)