Preview

ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»)

Полный текст:

Аннотация

Статья носит полемический характер. На примере предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» рассматриваются проблемы формирования содержания школьных дисциплин. Авторами показано, что получившая широкое распространение практика привлечения вузовских и академических специалистов как к разработке содержания школьного образования, так и к процессу обучения школьников имеет положительные моменты, особенно в контексте профилизации обучения старшеклассников. Однако если вузовский преподаватель или представитель академических структур работает со школьниками, то само по себе это еще не гарантирует повышения эффективности обучения. Нередко в таком случае преподавание строится на основе вузовских технологий и за счет увеличения когнитивной нагрузки на учащихся, поскольку содержание предметов в общеобразовательной школе и содержание соответствующих им областей современной науки далеко не одно и то же. Ученые-исследователи склонны в содержании образования выдвигать на передний план свой предмет исследования, новейшие достижения науки. Но если главная задача науки состоит в изучении окружающего мира и в обеспечении выживания цивилизации, то главная задача школьного образования иная. Это трансляция подрастающему поколению социального опыта в виде знаний, умений и наглядно-чувственных представлений в целях его воспитания и развития. И если академический ученый или вузовский преподаватель берет на себя функцию и ответственность преподавателя общеобразовательной школы, то предварительно он должен всерьез овладеть методикой формирования содержания дисциплины и технологиями обучения, соответствующими возрастным и психологическим возможностям учащихся, чтобы грамотно их применять.

Об авторах

В. Л. Бенин
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия


С. В. Рябова
Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы
Россия


Список литературы

1. Данилюк А. Я. Основы религиозной культуры и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы. - М. : Просвещение, 2010. - 24 с.

2. Дидактика средней школы: некоторые проблемы современной дидактики / под ред. М. Н. Скаткина. -М. : Просвещение, 1982. -319 с.

3. Итоги профилактических медицинских осмотров детского населения Российской Федерации в 2014 году // Педиатр. - 2017. - Т. 8. - № 1. - С. 33-39.

4. Концепция организации учебного процесса по дисциплинам предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» в Республике Башкортостан: уровень основного образования (5-9 классы) [Электронный ресурс] / авт. коллектив под рук. В. Л. Бенина. - Режим доступа: http://oprb.ru/Koncepcija_ODNK_NR_ot_BGPU_avt._koll._V.L.Benin.pdf (дата обращения: 12.06.2018).

5. Крылова Н. Б. Формирование культуры будущего специалиста. - М. : Высшая школа, 1990. - 141 с.

6. Ожиганова А. Учебные пособия «Основы религиозной культуры» с точки зрения поликультурной концепции образования [Электронный ресурс] // Проблемы современного образования. - 2012. - № 5. - С. 109-126. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/uchebnye-posobiya-osnovy-religioznoy-kultury-s-tochki-zreniya-polikulturnoy-kontseptsii-obrazovaniya (дата обращения: 12.06.2018).

7. Письмо Минобрнауки от 25 мая 2015 г. № 08-761 «Об изучении предметных областей: «Основы религиозных культур и светской этики» и «Основы духовно-нравственной культуры народов России» // Совет ректоров. - 2015. - № 8. - С. 87-90.

8. Примерная программа дисциплин предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»: 5-9 классы / авт. коллектив: В. Л. Бенин и др. - Уфа : Китап, 2018. - 176 с.

9. Федеральный список учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования [Электронный ресурс] : Приложение к приказу Минобрнауки России от 31.03.2014 г. № 253. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_162928/ (дата обращения: 20.07.2018).


Для цитирования:


Бенин В.Л., Рябова С.В. ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА УРОВНЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОЙ НАУКИ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ СОДЕРЖАНИЯ ШКОЛЬНЫХ ДИСЦИПЛИН (НА ПРИМЕРЕ ПРЕДМЕТНОЙ ОБЛАСТИ «ОСНОВЫ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ НАРОДОВ РОССИИ»). Педагогическое образование в России. 2018;(11):72-79.

For citation:


Benin V.L., Ryabova S.V. PROBLEMS OF TAKING INTO ACCOUNT THE LEVEL OF DEVELOPMENT OF MODERN SCIENCE WHILE FORMING THE CONTENT OF SCHOOL DISCIPLINES (ON THE EXAMPLE OF THE SUBJECT AREA “FOUNDATIONS OF SPIRITUAL AND MORAL CULTURE OF THE PEOPLES OF RUSSIA”). Pedagogical Education in Russia. 2018;(11):72-79. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)