Preview

ИНДИЙСКАЯ СКАЗКА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается фольклорное наследие Индии. Сказка как одно из средств эстетического воспитания детей сравнивается с русскими народными сказками. Автор выделяет группы сказок и интерпретирует их с позиций эстетического содержания, национальных особенностей, жанровых характеристик. Выявление национальных особенностей помогает раскрыть особую атмосферу индийского фольклора. Большое значение придается анализу конкретных сказок с позиций нравственно-эстетического воспитания детей. Наследие Индии отражено в манускриптах, которые сохранены с древних времен. Таким примером является Панчатантра - санскритский памятник культуры и фольклора. Автор подробно описывает этот источник, приводит примеры волшебных, бытовых сказок, сказок о природных явлениях и животных. Сравнивая бенгальские сказки с русскими народными сказками, автор обосновывает значимость фольклора для воспитания детей в любой стране. Нередко сюжеты индийских и русских сказок точно повторяются (например, индийская сказка «Грошовый слуга» и русская сказка «Сивка-Бурка»). Однако поведение, поступки героев сказок разных народов зависят от национальных отличительных черт. В сказках с похожим сюжетом обычно введены национальные герои и существа. В индийских сказочных сюжетах часто героями являются индийские боги (Кали, Лакшми), брахманы, дервиши. Если в славянском сказочном эпосе распространены духи различных мест («домовые»), то в индийских сказках главными становятся образы духов, демонов, обладателей сиддхи (чудесных способностей): Дхумавати (Баба-яга), Дхумра-асура. Главное, что объединяет сказки разных народов - нравственно-эстетическая направленность; простота, ясность «сказочного языка»; победа добра над злом.

Об авторе

А. Ф. Яфальян
Уральская государственная консерватория имени М. П. Мусоргского
Россия


Список литературы

1. Бенгальские сказки /пер. А. Веркин. - М. : Книжный Клуб Книговек, 2018. - 232 с.

2. Выготский Л. С. Психология искусства. - М. : Искусство, 1986. 573 с.

3. Индийские народные сказки [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://skazkoved.ru/ index.php?fid=1&sid=69 (дата обращения: 12.10.2018).

4. Индийские сказки / худож. С. Ю. Серов. - Иваново : Гамаюн, 1992. - 303 с.

5. Индийские сказки для детей [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.miloliza.com /indijskie-skazki-dlya-detej (дата обращения: 10.09.2018).

6. Кесиди Ф. Х. От мифа к логосу. - М. : Мысль, 1972. - 312 с.

7. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. - М. : Мысль, 2001. - 558 с.

8. Луния Б. Н. История индийской культуры с древних веков до наших дней. - М. : Изд-во иностр. лит., 1960. - 567 с.

9. Медведев Е. М. Очерки истории Индии до XIII в. - М. : Наука. 1990. - 331 с.

10. Овчинникова А. Ж., Яфальян А. Ф. Художественно-эстетическое образование детей в Индии. - Елец : ЕГУ им. И. А. Бунина, 2016. - 168 с.

11. Панчатантра, или Пять книг житейской мудрости / предисл. И. Серебрякова. - М. : Худож. лит., 1989. - 478 с.

12. Пропп В. Я. Морфология волшебной сказки. - М. : Лабиринт, 2001. - 192 с.

13. Сказки народов Азии. - М. : Детская литература, 1988. - 521 с.

14. Тагильцева Н. Г. Эстетическое восприятие искусства как фактор воспитания самосознания школьников : автореф. дис. … д-ра пед. наук / Ин-т худож. образования РАО. - М., 2002. - 55 с.

15. Шинкаренко В. Д. Смысловая структура социокультурного пространства: миф и сказка. - М. : КомКнига, 2005. - 208 с.

16. Эстетика / под ред. А. А. Радугина. - М. : Центр, 2000. - 240 с.


Для цитирования:


Яфальян А.Ф. ИНДИЙСКАЯ СКАЗКА В ЭСТЕТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ. Педагогическое образование в России. 2018;(11):65-72.

For citation:


Yafal’Yan A.F. INDIAN TALE IN THE AESTHETIC EDUCATION OF CHILDREN. Pedagogical Education in Russia. 2018;(11):65-72. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)