Preview

Фонетические особенности речевого развития дошкольников в условиях двуязычия

Полный текст:

Аннотация

В статье раскрываются некоторые особенности речевого развития детей-мигрантов в условиях двуязычия. Дается сравнительный анализ различных точек зрения на определение двуязычия (В. А. Авронин, Р. А. Будагов, Ю. Ю. Дешериев, Ф. Филин). Приведена классическая точка зрения некоторых авторов (Я. Каменский, К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Л. С. Выготский) о влиянии двуязычия на развитие родного языка ребенка, а также на его общее интеллектуальное развитие. Исследователи, занимающиеся вопросами двуязычия, указывают возможность усвоения детьми двух или нескольких языков. Более подробно раскрыты фонетические ошибки детей дошкольного возраста и их причины. Дети дошкольного произносят лишь те звуки, которые слышат. В связи с этим возникают основные трудности и отклонения от произносительных норм, характерные для детей-мигрантов: 1) неразличение на слух звуков, отсутствующих в родном языке, смешение их с близкими в артикуляционно-акустическом отношении звуками русского и родного языка; 2) искаженное произношение звуков, сходных со звуками родного языка; 3) неразличение твердых и мягких согласных в различных позициях слова; 4) неправильное ударение; 5) редукция гласных в безударных слогах. Дается краткий обзор некоторых особенностей фонетико-фонологической системы русского языка, характеризуются соответствующие трудности для детей дошкольного возраста, типичные фонетические и фонологические ошибки и причины их появления. На базе анализа автор приходит к выводу, что при разработке системы работы по обучению правильному звукопроизношению нерусских детей необходимо учитывать лингвистические данные: фонологическую систему русского и родного языков, особенности реализации фонем в потоке речи в виде конкретных звуков, их дифференциальные и артикуляционные признаки, законы сочетаемости звуковых единиц, результаты исследований по сопоставительной фонетике и фонологии русского и родного языков.

Об авторе

С. Е. Привалова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Айтберов А. М. Лингвистические основы обучения русскому языку в условиях многонационального Дагестана. - Махачкала, 1983. - 99 с.

2. Ахманова О. С. Словарь лингвистических терминов. - 2-е изд. - М., 1969. - 571 с.

3. Бойцова А. Ф. Обучение русскому языку и произношению в нерусских школах. - М., 1960. - 210 с.

4. Выготский Л. С. Собр. соч. В 6 т. Т. 3 / под ред. А. А. Матюшкина. - М., 1983. - 369 с.

5. Гвоздев А. Н. О фонологических средствах русского языка. - М. ; Л., 1949. - 167 с.

6. Дешериев Ю. Д. Развитие национально-русского двуязычия. - М., 1976. - 368 с.

7. Зимняя И. А. Психология обучения иностранным языкам в школе. - М. : Просвещение, 1991. - 222 с.

8. Закирьянов К. З. Двуязычие и интерференция. - Уфа, 1984. - 80 с.

9. Леонтьев А. А. Некоторые психолингвистические аспекты начального этапа процесса овладения языком // Вопросы обучения русскому языку иностранцев на начальном этапе / под ред. А. А. Миролюбова и З. Ю. Сосенко. - М., 1976.

10. Методика обучения русскому языку в 5-11 классах нерусских школ с родным языком обучения : пособие для учителя / Г. А. Анисимов, С. Д. Ашурова, Г. Г. Буржунов [и др.] ; под ред. Н. Б. Экбы. - СПб. : Отд-ние изд-ва «Просвещение», 1995. - 224 c.

11. Методика обучения русскому языку в 4-10 классах школ народов абхазо-адыгской группы. - Л., 1988. - 156 с. - (гл. «Изучение фонетики и орфографии).

12. Панов М. В. Современный русский язык: фонетика. - М., 1979. - 256 с.

13. Сунаршин С. Г. Развитие речевого слуха учащихся-башкир на уроках русского языка. - Уфа : Башкирское книжное изд-во, 1983. - 101 с.

14. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. - М. : УЦ «Перспектива», 2014. - 32 с.

15. Чистович Л. В. Организация слога // Речь, артикуляция и восприятие. - М. ; Л., 1965. - С. 186.


Для цитирования:


Привалова С.Е. Фонетические особенности речевого развития дошкольников в условиях двуязычия. Педагогическое образование в России. 2018;(11):60-64.

For citation:


Privalova S.E. PHONETIC PECULIARITIES OF SPEECH DEVELOPMENT OF PRESCHOOL CHILDREN UNDER THE CONDITIONS OF BILINGUALISM. Pedagogical Education in Russia. 2018;(11):60-64. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)