Preview

Формирование образа Родины в художественном восприятии детей старшего дошкольного возраста

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена проблеме поиска подходов к патриотическому воспитанию старших дошкольников. Каждый возрастной период имеет свою специфику, которую необходимо учитывать при организации соответствующей работы. Так, для детей дошкольного возраста характерны конкретность мышления, преобладание непроизвольности психических процессов и т. д. Методики дошкольной педагогики позволяют учесть эти особенности дошкольников при работе с конкретными художественными произведениями (образовательные программы «От рождения до школы», «Детство», «Тропинки» и др.). Художественное восприятие в детском саду чаще используется в качестве определенного средства, инструмента, помогающего изучению конкретного произведения искусства. Однако ощущается недостаток методически выверенных рекомендаций, связанных с воспитательным процессом, затрагивающих такие важные направления, как нравственное, патриотическое воспитание, представления о морали, о добре и зле и т. п. Трудность заключается в том, что такое явление и понятие, как Родина, не связано с конкретными предметами, явлениями, привычными для окружения дошкольника. В связи с этим необходимо изменить подход к работе с художественным восприятием: идти не от общего к частному, т. е. дедуктивным путем, но, наоборот, от частного к общему. Для этого чрезвычайно важно найти «частный» образ, понятный для детей, с помощью которого можно формировать обобщенный образ Родины. Практическая работа в детских садах г. Екатеринбурга показала, что таковым может стать матрешка - исконно русская игрушка, являющаяся символом России, сочетающая в себе многомерность и единство. Различные матрешки - от самой маленькой до самой большой: Игрунья, Рассказчица, Хозяюшка и др. - знакомят детей с разнообразными сторонами русского, российского быта, культуры. В статье приведены элементы методической работы с образом матрешки, который помогает сформировать в художественном восприятии дошкольника образ Родины - страны, в которой он живет. Также уточнены педагогические условия, способствующие продуктивности работы патриотического воспитания в дошкольных образовательных организациях.

Об авторах

Е. В. Коротаева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


М. Л. Кусова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Ананьев Б. Г., Рыбалко Е. Ф. Особенности восприятия пространства у детей. - М. : Просвещение, 1964. - 304 с.

2. Бубнова М. В. Художественное восприятие: его природа и развитие // Вестн. Москов. гос. обл. ун-та. Сер.: Педагогика. - 2017. - № 4. - С. 82-91.

3. Венгер Л. А. Восприятие и обучение. - М. : Просвещение, 1969. - 365 с.

4. Детство : примерная образовательная программа дошкольного образования / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева [и др.]. - СПб. : Детство-Пресс : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. - 321 с.

5. Елисеева М. Б. Особенности восприятия художественного текста ребенком дошкольного возраста // Модернизация начального образования : сб. науч. трудов / Пед. ин-т Сарат. гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского. - Саратов : Пед. ин-т Сарат. гос. ун-та им. Н. Г. Чернышевского, 2003. - С. 66-77.

6. Зайцева О. Ю., Карих (Канащенкова) В. В., Шинкарёва Н. А. Условия развития художественного восприятия детей старшего дошкольного возраста // Педагогика искусства. - 2016. - № 3. - С. 105-109.

7. Запорожец А. В. Психология восприятия ребенком-дошкольником литературного произведения // Избр. психол. труды. - М, 1986. - Т. 1. - С. 66-77.

8. Катаева О. Ю. Патриотическое воспитание младших школьников в процессе восприятия художественных образов // Нравственно-патриотическое воспитание детей и подростков в условиях современного образования : сб. науч. материалов Междунар. Рождественских чтений / ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». - 2015. - С. 73-75.

9. Кольцова В. А., Соснин В. А. Социально-психологические проблемы патриотизма и особенности его воспитания в современном российском обществе // Психологический журн. - 2005. - № 4. - С. 89-98.

10. Коротаева Е. В., Белоусова С. С. К основам патриотического воспитания детей в детском саду // Дошкольное воспитание. - 2018. - № 3. - С. 80-86.

11. Кудина Г. Н. Как развивать художественное восприятие у дошкольников / Г. Н. Кудина, А. А. Мелик-Пашаев, З. Н. Новлянская. - М. : Знание, 1988. - 79 с.

12. Лушкова О. Н. К вопросу о сущности восприятия художественных произведений детьми дошкольного возраста // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : сб. материалов 9-й Междунар. науч.-практ. конф. / ФГБОУ ВО «Чуваш. гос. ун-т им. И. Н. Ульянова», Харьков. нац. пед. ун-т имени Сковороды. - Чебоксары : Центр науч. сотрудничества «Интерактив плюс», 2017. - С. 121-124.

13. Минюрова С. А. Развитие восприятия у ребенка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.liveinternet.ru/users/licanya/post126179405 (дата обращения: 20.09.2018).

14. Основная образовательная программа дошкольного образования «Тропинки» / под ред. В. Т. Кудрявцева. - М. : Вентана-Граф, 2016. - 592 с.

15. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014. - 368 с.

16. Психологический словарь / под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. - М. : Педагогика-Пресс, 1996. 440 с.

17. Сакулина Н. П., Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. - М. : Просвещение, 1983. - 208 с.

18. Теплов Б. М. Вопросы художественного воспитания // Изв. АПН РСФСР. - 1947. - Вып. 11. - С. 27-28.

19. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html (дата обращения: 17.06.2018).

20. Якобсон П. М. Художественное восприятие. - М. : Искусство, 1971. - 86 с.


Для цитирования:


Коротаева Е.В., Кусова М.Л. Формирование образа Родины в художественном восприятии детей старшего дошкольного возраста. Педагогическое образование в России. 2018;(11):48-53.

For citation:


Korotayeva E.V., Kusova M.L. FORMATION OF THE IMAGE OF MOTHERLAND IN THE ARTISTIC PERCEPTION OF SENIOR PRESCHOOL CHILDREN. Pedagogical Education in Russia. 2018;(11):48-53. (In Russ.)

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)