Preview

МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАНСПРОФЕССИОНАЛИЗМА СУБЪЕКТОВ ТЕХНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Полный текст:

Аннотация

Актуальность исследуемой проблемы обусловлена изменившимися социально-экономическими условиями и социально-технологическим развитием экономики в России, что проявляется в существенном преображении мира профессий в условиях постиндустриального общества: одни профессии исчезают, другие трансформируются, третьи возникают. Наряду с устоявшимися понятиями «профессия», «специальность», в последние годы в профессиоведении утверждается новый термин «трансфессия» для обозначения вида трудовой активности, реализуемой на основе синтеза и конвергенции профессиональных компетенций, принадлежащих к разным специализированным областям. Профессиологической характеристикой трансфессий является транспрофессионализм - способность к выполнению широкого спектра специализированных видов деятельности. Выявление социально-гуманитарных технологий развития этой интегральной способности специалистов в системе непрерывного образования обусловило актуальность данного исследования. Цель статьи заключается в анализе и обобщении оснований, предпосылок транспрофессионализма как интегрального качества субъекта техномических профессий в динамично изменяющейся социально-профессиональной среде. Ведущими методами в исследовании данной проблемы являются теоретико-методологический анализ предмета и проблемы исследования на основе изучения и логического обобщения научной литературы, а также гипотетико-индуктивный и проектный методы. В статье констатируется, что в ходе развития постиндустриального общества понятие «профессия» утрачивает свое первоначальное значение как область общественного разделения труда, а конкурентоспособными и востребованными на рынке занятости населения становятся транспрофессионалы, способные к выполнению широкого спектра видов профессиональной деятельности. Материалы статьи могут представлять интерес для методологов, научных работников, педагогов и специалистов непрерывного профессионального образования.

Об авторах

Э. Ф. Зеер
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Э. Э. Сыманюк
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Д. В. Бердникова
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Г. И. Борисов
Уральский федеральный университет им. первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Асмолов А. Г. Психология современности: вызовы неопределенности, сложности и разнообразия // Психологические исследования : электр. науч. журн. - 2015. - Т. 8. - № 40. - С. 1.

2. Баксанский О. Е. Конвергенция Знаний, Технологий и Общества: за пределами конвергентных технологий // Философия и культура. - 2014. - № 7. - С. 1061-1068.

3. Бордовский Г. А. Профессиональная подготовка педагогов в современном вузе // Наука и профессиональное образование. - 2013. - С. 49-57.

4. Вахидова Л. В., Габитова Э. М. Структура транспрофессиональных компетенций специалистов среднего звена // Международный науч.-исследоват. журн. - 2016. - № 2-4 (44).

5. Выготский Л. С. Собр. соч. : в 6 т. / гл. ред. А. В. Запорожец. - М. : Педагогика, 1982.

6. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Методологические ориентиры развития транспрофессионализма педагогов профессионального образования // Образование и наука. - 2017. - Т. 19. - № 8.

7. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Форсайт-проект «Психолого-педагогическая образовательная платформа педагогов профессиональной школы» // Научный диалог. - 2016. - № 11 (59).

8. Кудряков С. А. [и др.]. Транспрофессиональная подготовка современных специалистов: миф или реальная необходимость // Изв. С.-Петерб. гос. электротехн. ун-та ЛЭТИ. - 2014. - № 8. - С. 94-98.

9. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - Смысл, 2004.

10. Лурия А. Р. Романтические эссе. - М. : Педагогика пресс, 1996.

11. Максимова Е. А. Перспективы и трудности транспрофессиональной подготовки // Гуманитарные науки и образование. - 2013. - № 1. - С. 28-33.

12. Малиновский П. Вызовы глобальной профессиональной революции на рубеже тысячелетий // Российское экспертное обозрение. - 2007. - № 3. - С. 21.

13. Цыгулева М. В. К вопросу о профессиональных затруднениях инженера // Вестн. науч. конференций. - Юком, 2016. - № 10-5. - С. 182-185.

14. Ялалов Ф. Г. Профессиональная многомерность : моногр. - Казань : Центр инновационных технологий, 2013. - 180 с.

15. Barr H. Interprofessional education // A Practical Guide for Medical Teachers. - 4th ed. - Edinbugh, UK : Elsevier Churchill Livingstone, 2009. - P. 187-192.

16. Harden R. M. AMEE guide No. 12: Multiprofessional education: Part 1-effective multiprofessional education: a three-dimensional perspective // Medical Teacher. - 1998. - V. 20. - № 5. - P. 402-408.

17. Horsburgh M., Lamdin R., Williamson E. Multiprofessional learning: the attitudes of medical, nursing and pharmacy students to shared learning // Medical education. - 2001. - V. 35. - № 9. - P. 876-883.

18. Powell J., Pickard A. Professionalism, multi-professionalism, inter-professionalism and transprofessionalism [Electronic resource]. - 2005. - Mode of access: http://www.atee2005.nl/download/papers.

19. Racko G., Oborn E., Barrett M. Developing collaborative professionalism: an investigation of status differentiation in academic organizations in knowledge transfer partnerships // The International Journ. of Human Resource Management. - 2017. - P. 1-22.


Для цитирования:


Зеер Э.Ф., Сыманюк Э.Э., Бердникова Д.В., Борисов Г.И. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТРАНСПРОФЕССИОНАЛИЗМА СУБЪЕКТОВ ТЕХНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. Педагогическое образование в России. 2018;(11):38-47.

For citation:


Zeer E.F., Symanyuk E.E., Berdnikova D.V., Borisov G.I. METHODOLOGICAL FOUNDATIONS OF TRANSPROFESSIONALISM OF SUBJECTS OF TECHNOMIC ACTIVITY. Pedagogical Education in Russia. 2018;(11):38-47. (In Russ.)

Просмотров: 4


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)