Preview

ПОЛИТЕХНИЗМ В ОБУЧЕНИИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Полный текст:

Аннотация

В статье обсуждается актуальная на сегодняшний день проблема низкой заинтересованности выпускников средних школ в выборе инженерно-технических профессий. Ее возникновение связывается с качеством политехнического обучения. Политехническая подготовка учащихся средней школы рассматривается как один из значимых социальных факторов, влияющих на обеспеченность общества квалифицированными инженерами и рабочими. Дается оценка сложившихся в средней школе традиций реализации принципа политехнизма. Анализ базируется на результатах социологического исследования. В ходе исследования выявлены отношение учителей и учащихся к изучению техники, особенности содержания политехнического обучения, методы и формы его организации. Полученные результаты, по мнению авторов, демонстрируют типичный для регионов России «стартовый» уровень, с которого начинается техническое образование молодежи и формирование ее профессиональных интересов. Утверждается, что практика политехнического обучения не обеспечивает в полной мере востребованный в обществе уровень технической культуры выпускников и не содействует их ориентации на технические профессии. Обсуждаются пути выхода из кризисной кадровой ситуации. Обосновывается необходимость изменения парадигмы политехнического обучения. К ее генеральным идеям отнесены освоение учащимися технического знания нового типа - знания о технической составляющей современной научной картины мира (совокупности фундаментальных идей, принципов, понятий о техносфере); формирование технической культуры учащихся и регламентация базового уровня ее развития; техносоциализация учащихся (обеспечение соответствия уровня их технической культуры современному этапу развития общества). Авторами раскрывается содержание понятия «техническая культура личности». Обосновывается важность формирования у учащихся технического знания (конкретного и обобщенного) как ее базовой составляющей. Вводится в научный оборот понятие «метатехническое знание». Это знание о техническом макрообъекте - техносфере: ее структуре, содержании, закономерностях функционирования и развития. Дается описание составляющих метатехнического знания. Техника в данном контексте рассматривается не только как инструмент, но и как социальный феномен. Обобщенные технические знания с учетом их социального контекста определяются как стратегический регулятив жизнедеятельности человека в техносреде, который обеспечивает становление адекватных моделей технического поведения и деятельности личности. В рамках новой парадигмы политехнического обучения уточняется содержание принципа политехнизма. Новый подход к политехническому обучению апробирован авторами в пилотажном педагогическом эксперименте. Высказывается предположение, что подобная практика обучения будет содействовать решению проблемы формирования у молодежи современной технической культуры, развитию интереса к технике и последующему росту готовности к выбору инженерно-технических профессий. Теоретическую основу настоящего исследования составили работы П. Р. Атутова, Н. А. Бердяева, А. Т. Глазунова, А. В. Литвинцевой, А. И. Половинкина, Н. В. Попковой, С. В. Шухардина, М. Хайдеггера, Т. Имамичи и др. Предложенная в статье точка зрения на содержание политехнического обучения будет интересна учителям, методистам и специалистам в области социологии образования.

Об авторах

Е. В. Оспенникова
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Россия


И. В. Ильин
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия


А. А. Оспенников
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Аринштейн Э. А. Некоторые проблемы школьного курса физики : тезисы докладов. - М. : Физический факультет МГУ, 2000.

2. Ильин И. В., Оспенникова Е. В. Принцип политехнизма в обучении физике в контексте современных представлений о структуре техносферы // Педагогическое образование в России. - 2014. - № 1. - С. 71-76.

3. Каюмов А. Т., Каников Ф. К., Исхакова Н. Р. Учащаяся молодежь крупного индустриального города о престиже профессий // Социологические исследования. - 2013. - № 8. -С. 87-95.

4. Литвинцева А. В. Социокультурная рефлексия динамики техносферы. Динамика техносферы: социокультурный контекст. - М. : Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2000.

5. Лихачев Д. С. Экология культуры // Экология и жизнь. - 2012. - № 6. - С. 37-39.

6. Половинкин А. И. Законы строения и развития техники : учеб. пособие. - Волгоград : ВолгПИ, 1985.

7. Попкова Н. В. Социология техники: объект, предмет, понятийный аппарат, функции // Социологические исследования. - 2013. - № 9. - С. 23-31.

8. Стенографический отчет о заседании Совета при Президенте по науке и образованию [Электронный ресурс] : (23 июня 2014 г., Москва, Кремль). - Режим доступа: http://www.kremlin.ru/news/45962 (дата обращения: 25.07.2014).

9. Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации период до 2015 года [Электронный ресурс] : (от 15.02.2006 г.). - Режим доступа: http://www.base.garant.ru/198072/ (дата обращения: 04.07.2007).

10. Теория и методика обучения физике в школе: общие вопросы : учеб. пособие для студентов высших пед. учебных заведений. - М. : Академия, 2000.


Для цитирования:


Оспенникова Е.В., Ильин И.В., Оспенников А.А. ПОЛИТЕХНИЗМ В ОБУЧЕНИИ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА. Педагогическое образование в России. 2018;(11):19-30.

For citation:


Ospennikova E.V., Il’In I.V., Ospennikov A.A. POLYTECHNIC EDUCATION AS A SOCIAL CHALLENGE. Pedagogical Education in Russia. 2018;(11):19-30. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)