Preview

Первая школа Екатеринбурга (1735-1741 гг.): учителя, программы и методы обучения

Полный текст:

Аннотация

В статье раскрывается неизученный в литературе вопрос об организации обучения в первой латинской школе Екатеринбурга, открытой по инициативе начальника казенных заводов Урала и Сибири В. Н. Татищева в 1735 г. На основе изучения ведомостей об успехах учеников, которые учителя подавали по третям года начальству, доношений учителей с требованием выдачи книг, бумаги, приобретения пособий, аттестатов, данных лучшим ученикам, аттестата, выданного учителю К. Кондратовичу при увольнении из школы в декабре 1741 г., содержания учебных книг характеризуется программа обучения и методы, использовавшиеся учителями. Устанавливается, что ученики делились на несколько классов, от двух до пяти, программа которых имела отличия. В школе работало трое учителей: немец Л. Сехтинг, обучавший детей иностранцев по их собственным пособиям, ссыльный А. Накрапаев, вводивший учеников в начала языка, и прибывший в Екатеринбург с Татищевым в качестве переводчика К. Кондратович. Основная заслуга в обучении большинства учащихся принадлежала Кондратовичу, получившему хорошее образование в Киево-Могилянской академии. Он составлял списки заказываемой литературы, готовил для издания на русском языке учебник латинского языка, активно привлекал дополнительно к школьным пособиям российские книги из собрания Канцелярии и иностранные издания из библиотеки Горного ведомства. Дети духовенства, составлявшие основную часть учащихся, некоторые сыновья заводских специалистов приобретали знания грамматики латинского языка - орфографии, этимологии, синтаксиса, просодии; учились переводить текст, составлять стихи, знакомились с риторикой, историей, поэзией. Наиболее способные учащиеся дошли до логики, физики, богословия. Школьники впервые познакомились с сочинениями классиков Древней Греции и Рима. В качестве методов обучения использовалось заучивание выписанных текстов, их перевод, разговор на латинском языке, выполнение специальных заданий, составление любительских стихов, толкование текстов, восприятие на слух книг, читаемых учителем.

Об авторе

А. М. Сафронова
Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Берх В. Н. Жизнеописание В. Н. Татищева // Горный журнал. - 1828. - № 3. - С. 156; № 4. С. 105-106.

2. Будрин В. Н. Горнозаводские школы Урала в XVIII и в начале XIX века // Материалы второй науч. конф. по истории Екатеринбурга-Свердловска (26-29 мая 1948 г.). - Свердловск, 1950. - С. 45-98.

3. Владимирский-Буданов М. Ф. Государство и народное образование в России с XVII века до учреждения министерств. - СПб. : Тип. В. С. Балашева, 1874. - 142 с.

4. ГАСО. - Ф. 24. - Оп. 1. - Д. 577а. - Л. 206-208 об.

5. ГАСО. - Ф. 24. - Оп. 1. - Д. 602.

6. ГАСО. - Ф. 24. - Оп. 1. - Д. 624.

7. ГАСО. - Ф. 24. - Оп. 1. - Д. 625.

8. ГАСО. - Ф. 24. - Оп. 1. - Д. 756.

9. ГАСО. - Ф. 24. - Оп. 1. - Д. 760. - С. 189.

10. ГАСО. - Ф. 24. - Оп. 1. - Д. 762.

11. ГАСО. - Ф. 24. - Оп. 1. - Д. 816.

12. ГАСО. - Ф. 24. - Оп. 1. - Д. 857.

13. ГАСО. - Ф. 24. - Оп. 1. - Д. 906.

14. ГАСО. - Ф. 24. - Оп. 1. - Д. 907. - С. 434-435.

15. ГАСО. - Ф. 24. - Оп. 12. - Д. 44. - Л. 273-274.

16. ГАСО. - Ф. 24. - Оп. 12. - Д. 226. - л. 140.

17. Нечаев Н. В. Школы при горных заводах Урала в первой половине 18-го столетия: К истории профессионального образования в России / Моск. гос. пед. ин-т им. В. И. Ленина. - М., 1944.- 118 с.

18. Пекарский П. П. Кондратович, русский прозаик и стихотворец, филолог и беллетрист XVIII столетия // Современник, 1858. № 6. Отд. I. С. 452-484.

19. Сафронова А. М. Горнозаводские школы // Российская пед. энцикл. : в 2 т. - М. : Большая рос. энцикл., 1993. - Т. 1. - С. 220.

20. Сафронова А. М. Книжные собрания словесных школ горнозаводского Урала (1721-1750 гг.) // Книжные собрания российской провинции: проблемы реконструкции : сб. науч. тр. - Екатеринбург, 1994. - С. 115-149.

21. Сафронова А. М. В. Н. Татищев и библиотеки раннего Екатеринбурга (опыт исторической реконструкции). - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2011. - 552 с.

22. Сафронова А. М. В. Н. Татищев и обучение детей духовенства в горно-заводских школах Урала в 30-е гг. XVIII в. // Документ. Архив. История. Современность: Сб. науч. трудов. Вып. 4.- Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2004. - С. 71-99.

23. Сафронова А. М. Документы о переводе труда М. Кромера по истории Польши по заказу В. Н. Татищева в 1735 г. // Архивы России и Польши: история, проблемы и перспективы развития: Сб.науч.тр. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2013.- С. 22 - 43.

24. Сафронова А. М. Проекты В. Н. Татищева по составлению языковых лексиконов // Девятые Татищевские чтения. Всерос. науч.-практ. конф. (Екатеринбург, 19-20 апреля 2012 года: Материалы. - Екатеринбург: Изд-во УМЦ УПИ, 2012. - С. 3-7.

25. Сафронова А. М. Формирование книжного собрания первой латинской школы Екатеринбурга (1735-1737 гг.) // Библиотеки Урала XVII-XX вв. Вып. 1 / Свердл. обл. науч. б-ка им. В. Г. Белинского. - Екатеринбург, 2002. - С. 131-146.

26. Татищев В. Н. Записки. Письма. - М. : Наука, 1990. - 440 с.


Для цитирования:


Сафронова А.М. Первая школа Екатеринбурга (1735-1741 гг.): учителя, программы и методы обучения. Педагогическое образование в России. 2018;(11):12-18.

For citation:


Safronova A.M. THE FIRST SCHOOL OF EKATERINBURG (1735-1741): TEACHERS, CURRICULA AND TEACHING METHODS. Pedagogical Education in Russia. 2018;(11):12-18. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)