Preview

ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ БИОЛОГО-ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Полный текст:

Аннотация

В данной статье рассматривается биологическое и химическое образование в Уральском государственном педагогическом университете в рамках географо-биологического факультета в соответствии с действующим федеральным государственным образовательным стандартом с учетом обозначенных в нем общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, необходимых каждому специалисту в сфере его трудовой деятельности. Подготовка педагогических кадров при компетентностном подходе в двухступенчатой системе высшего образования (бакалавриат и магистратура по направлению «Педагогическое образование») готовит студентов к педагогической, проектной, научно-исследовательской и культурно-просветительской работе. Формирование профессиональной значимости будущих преподавателей биологии и химии включает значительную и многоплановую интеграцию основ биологических и химических знаний, создание разнообразных межпредметных связей, соединение теоретического и практического материала, изучение общенаучных методов и их активное использование в конкретных ситуациях. Большое значение в этом плане имеет исследовательская деятельность, способствующая освоению соответствующих умений и развитию самостоятельности, инициативности, целеустремленности, настойчивости, способности к самоорганизации и самоконтролю. Способность к исследовательской деятельности и готовность ее осуществлять выступает базовой, ключевой компетентностью студентов, поскольку обладает признаками обобщенности, междисциплинарности, интегративности, надпредметности. Работа со школьниками, интересующимися биологией и химией, носит наиболее успешный характер при ее организации вузовскими преподавателями и, таким образом, может явиться начальным этапом в подготовке будущих учителей биологии и химии. Считаем, что особенностью организации исследовательской работы со старшеклассниками является активное привлечение бакалавров, магистров и аспирантов.

Об авторах

Т. Н. Филинкова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Н. А. Сулейманова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


А. Н. Данилов
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Гильманшина С. И. Химическое образование: формирование профессионального мышления учителя химии // Проблемы и перспективы развития химического образования : материалы 2-й Всерос. науч.-практ. конф. (26-30 сент. 2006). - Челябинск, 2006. - С. 5-7.

2. Горева И. В. Модель подготовки преподавателя химии // Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук (6-9 апр. 2005) : материалы 52-й Всерос. науч.-практ. конф. химиков с междунар. участием. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. - С. 126.

3. Жук О. Л. Беларусь: компетентностный подход в педагогической подготовке студентов университета // Педагогика. - 2008. - № 3. - С. 99-105.

4. Зверева К. А., Глазкова H. В., Иэвик И. Р. Об осознанном выборе профессии учителя биологии и химии старшеклассниками // Актуальные проблемы химического образования : сб. материалов 5-й Всерос. науч.-метод. конф. с междунар. участием (11-12 апреля 2014). - M. : ИMИР, 2014. - С. 89-91.

5. Злотников Э. Г. Учебно-методическое обеспечение как фактор повышения качества профессиональной подготовки будущего учителя химии // Актуальные проблемы модернизации химического образования и развития химических наук (5-8 апр. 2006) : материалы 53-й Всерос. науч.-практ. конф. химиков с междунар. участием. - СПб. : РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. - С. 160-164.

6. Новик И. Р. Интегративные факультативы химико-биологического содержания как средство развития индивидуальных качеств учащихся с повышенными познавательными возможностями : дис.. канд. пед. наук. - Н. Новгород, 2005. - 198 с.

7. Новик И. Р., Чернышова Л. С., Каширина С. В., Перевозчиков А. И. Организация педагогической практики для студентов химико-биологических специальностей // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. - 2012. - № 5 (1). - С. 17-23.

8. Новик И. Р. Подготовка компетентного специалиста в системе высшего химико-педагогического образования для работы с одаренными учащимися. - Н. Новгород : НГПУ, 2013. - 158 с.

9. Пак М. С., Толетова М. К. Гуманитарный смысл педагогической практики по химии в многоуровневом образовании. - СПб. : Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. - 79 с.

10. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.01 - Педагогическое образование (уровень высшего образования магистратура) : утвержден приказом Министерством образования и науки РФ от 21 ноября 2014 г., № 1505.

11. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (уровень бакалавриата) : утвержден Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 09 февраля 2016 г. № 91.

12. Федоров А. А. Реализация инновационного стратегического проекта в педагогическом вузе // Компетентностно-ориентированное обучение в педагогическом вузе: теория и практика / под ред. В. В. Николиной, О. А. Сафоновой. - Н. Новгород : НГПУ им. К. Минина, 2014. - С. 23-32.

13. Чернышова Л. С., Перевозчиков А. И. Научно-педагогическая практика : учебно-методическое пособие для студентов магистратуры ЕГФ направления 540101 «Химическое образование». - Н. Новгород : НГПУ, 2011. - 30 с.

14. Чернышова Л. С., Карпов Г. М., Каширина С. В., Тростин В. Л. Учебная методическая практика. Рабочая тетрадь для студентов естественно-географического факультета. - Н. Новгород : НГПУ, 2010. - 64 с.

15. Шалашова М. М. Компетентностный подход к оцениванию качества химического образования. - Арзамас : АГПИ, 2011. - 384 с.


Для цитирования:


Филинкова Т.Н., Сулейманова Н.А., Данилов А.Н. ФОРМИРОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ БИОЛОГО-ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Педагогическое образование в России. 2018;(10):96-101.

For citation:


Filinkova T.N., Suleymanova N.A., Danilov A.N. FORMATION OF RESEARCH COMPETENCE OF STUDENTS OF BIOLOGICAL AND CHEMICAL EDUCATION. Pedagogical Education in Russia. 2018;(10):96-101. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)