Preview

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОБИЛЬНАЯ ПРАКТИКА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Полный текст:

Аннотация

В статье раскрывается роль практики в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования; обосновывается актуальная потребность рынка труда в подготовке профессионально-мобильных специалистов; раскрываются определение понятий «профессиональная мобильность бакалавра» и «профессионально-мобильная практика». Дается анализ ФГОС ВО по организации и проведению практики студентов и раскрываются возможности практики в подготовке мобильных бакалавров. Для подготовки выпускников психолого-педагогического образования к рынку труда кратко представлена концепция профессионально-мобильной практики, включающая методологические подходы (системный, компетентностный, аксиологический и личностно-деятельностный), ключевые понятия (профессиональная мобильность бакалавра и профессионально-мобильная практика), принципы построения модели практики (детерминированность, преемственность и интегративность), структурно-функциональная модель практики и ее методическое обеспечение. В статье подробнее описаны виды и задачи профессионально-мобильной практики и элективные курсы, предваряющие практику. На первом курсе - ознакомительная практика, ориентирующая студентов на возможности их трудоустройства по окончании вуза на основе анализа профессионального стандарта «Специалист в области воспитания». На втором курсе - психолого-педагогическая деятельность студентов на практике. В статье обоснована роль психолого-педагогических задач, позволяющая адаптировать студентов к бесконечному многообразию жизненных проблемных ситуаций детей; представлена кратко методика обучения студентов решению социально-педагогических задач на практике. На третьем курсе - социально-педагогическая деятельность студентов на практике, раскрывается роль проектов в развитии коммуникативных и исследовательских компетенций студентов, ориентирующая их на творческую самореализацию в будущей профессиональной деятельности; кратко представлена методика обучения студентов социально-педагогическим проектам. На четвертом курсе - преддипломная деятельность студентов, когда они на практике работают над выпускной квалификационной работой, показана взаимосвязь психолого-педагогических задач и социально-педагогических проектов с выпускной работой студентов. В заключении приводятся краткие результаты профессионально-мобильной практики и намечаются перспективы дальнейшей исследовательской работы.

Об авторах

М. А. Галагузова
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Р. Х. Исхаков
Российский государственный профессионально-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Амирова Л. А. Развитие профессиональной мобильности педагога в системе дополнительного образования : дис. … д-ра пед. наук. - Уфа, 2009.

2. Галагузова М. А. Адаптация бакалавров к социально-педагогической деятельности / М. А. Галагузова, Р. Х. Исхаков // Профессиональное образование. Столица. - 2014. - № 1. - С. 35-37.

3. Галагузова М. А. Научные и нормативные понятия в педагогических исследованиях // Методология научного исследования в педагогике : коллективная монография / под ред. Р. С. Бозиева [и др.]. - М., 2016. - С. 26-31.

4. Галагузова Ю. Н. Социальная педагогика: практика глазами преподавателей и студентов : пособие для студентов / Ю. Н. Галагузова, Г. В. Сорвачева, Г. Н. Штинова. - М., 2001.

5. Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России : автореф. дис. … д-ра пед. наук. - Ростов н/Д., 2006.

6. Дзидзоева С. М. Педагогическая практика как условие развития исследовательских компетенций студентов : дис. … канд. пед. наук. - Ростов н/Д., 2009.

7. Игошев Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете : монография. - М., 2008.

8. Исхаков Р. Х. Методология профессионально-мобильной практики // Вестник Волжского ун-та им. В. Н. Татищева. - 2014. - № 4. - C. 121-128.

9. Исхаков Р. Х. Профессионально-мобильная практика как основа подготовки бакалавров к социально-педагогической деятельности // Педагогическое образование и наука. - 2013. - № 4. - С. 103-108.

10. Керножицкая И. Е. Научно-теоретические и методические подходы к организации педагогической практики. - Витебск, 2012.

11. Кипина О. А. Формирование профессионально-педагогической мобильности у студентов педагогического вуза : дис. … канд. пед. наук. - Ишим, 2009.

12. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 050400 Психолого-педагогическое образование (2010 г.)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://xn--80abucjiibhv9a.xn--p1ai/%D0%B4%D0%BE%D0%BA%D1%83%D0%BC% D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8B/1910.

13. Послание Президента Федеральному собранию (2018 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://kremlin.ru/events/president/news/56957.

14. Приказ Министерства образования и науки РФ «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего образования ФГОС ВО 44.03.02 Психолого-педагогическое образование (2016 г.)» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/news/1/1642.

15. Профессиональный стандарт «Специалист в области воспитания» [Электронный ресурс] // Приказ Министерства труда и социальной защиты РФ (2017 г.). - Режим доступа: http://irost45.ru/uploads/content/file/prof_standart_specizlist_v_oblasti_vospitania.pdf.

16. Разенкова Н. Е. Системно-деятельностный подход в организации педагогических практик для студентов высших профессиональных учебных заведений / Н. Е. Разенкова, Е. Д. Рукавицина // Сибирский педагогический университет. - 2010. - № 7. - С. 167-181.

17. Фетисова С. И. Управление педагогической практикой как ситуацией становления социально-педагогической зрелости студента педагогического колледжа : дис. … канд. пед. наук. - Ростов н/Дону, 2007.

18. Шумова И. В. Методика организации и проведения педагогической практики бакалавра-филолога на основе кейс-технологий : дис. … канд. пед. наук. - М., 2010.


Для цитирования:


Галагузова М.А., Исхаков Р.Х. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МОБИЛЬНАЯ ПРАКТИКА В ПОДГОТОВКЕ БАКАЛАВРОВ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Педагогическое образование в России. 2018;(10):85-89.

For citation:


Galaguzova M.A., Iskhakov R.Kh. PROFESSIONAL MOBILE PRACTICE IN TRAINING BACHELORS OF PSYCHO-PEDAGOGICAL EDUCATION. Pedagogical Education in Russia. 2018;(10):85-89. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)