Preview

ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА

Полный текст:

Аннотация

В статье затрагивается проблема формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда. Автор работы отмечает важность обеспечения безопасности труда в процессе выполнения трудовых обязанностей. Акцентируется внимание на необходимости формирования культуры безопасности у будущих специалистов по охране труда. Отмечено, что для определения стратегии профессиональной подготовки специалистов по охране труда, а также обоснования теоретической и методологической базы исследования актуальным является изучение и уточнение принципов формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда. Целью статьи является обоснование сущности специфических принципов формирования культуры безопасности у будущих специалистов по охране труда и установление их влияния на определение стратегии процесса профессиональной подготовки будущих специалистов по охране труда. В работе применены следующие методы научного исследования: анализ научно-педагогической, психологической литературы по проблеме исследования, классификация и систематизация научных работ, практический опыт. В статье приведен теоретический анализ взглядов ученых относительно дидактических принципов обучения. Дальнейшее развитие получило понятие «принципы формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда». Определены специфические принципы формирования культуры безопасности профессиональной деятельности у будущих специалистов по охране труда: принцип учета интеграционных процессов образования в высшей школе; принцип создания продуктивной среды обучения; принцип тесной взаимосвязи обучения и воспитания культуры безопасности; принцип включения в инновационную деятельность; принцип самостоятельного определения индивидуальной образовательной траектории формирования культуры безопасности профессиональной деятельности; принцип системной организации процесса формирования культуры безопасности профессиональной деятельности; принцип пропаганды здорового образа жизни. Представлена обобщенная характеристика указанных принципов. Работа имеет междисциплинарный характер, написана на стыке педагогических, психологических, технических наук. Предложенный подход будет интересен преподавателям высших учебных заведений в области охраны труда и безопасности жизнедеятельности.

Об авторе

Э. Н. Абильтарова
Крымский инженерно-педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Евтеев В. А. Педагогические условия формирования культуры безопасной жизнедеятельности у учащихся учреждений начального профессионального образования : дис. … канд. пед. наук. - М., 2008. - 205 с.

2. Голубева И. А. Учебно-игровая деятельность как средство формирования культуры безопасности жизнедеятельности у студентов вуза : дис. … канд. пед. наук. - Ставрополь, 2011. - 220 с.

3. Горина Л. Н., Данилина Н. Е. Безопасный образовательный процесс: методология проектирования системы подготовки специалистов по безопасности жизнедеятельности // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. - 2009. - Т. 11. - № 4 (4). - С. 835-840.

4. Зырянова Т. В. Содержание и методы формирования культуры безопасности жизнедеятельности студентов туристического вуза // Образование. Наука. Научные кадры. - 2011. - № 4. - С. 195-197.

5. Казьмина А. В., Гапоненко А. В. Формирование профессиональной культуры бакалавров в области защиты окружающей среды // Социальная политика и социология. - 2012. - № 5. - С. 195-202.

6. Каньковський І. С. Індивідуальні освітні траєкторії як необхідність сучасного процесу професійної підготовки фахівця // Професійна освіта: проблеми і перспективи. - 2013. - Вип. 4. - С. 62-65.

7. Косынкина С. Э. Формирование культуры безопасности жизнедеятельности в профессиональной подготовке студентов технического вуза : дис. … канд. пед. наук. - Самара, 2006. - 244 с.

8. Крылова Н. Б. Организация продуктивного образования: содержание и формы, размышления и рекомендации [Электронный ресурс] : серия научно-методических изданий «Новые ценности образования». - М., 2008. - № 3. - 158 с. - Режим доступа: http://values-edu.ru/wp-content/uploads/ 2011/04/INEPS_productive_learning.pdf (дата обращения: 24.05.2018).

9. Крылова Н. Б. Новые ценности образования: Антропологический, деятельностный и культурологический подходы [Электронный ресурс] : тезаурус. - М., 2005. - Вып. 5 (24). - С. 114-115. Режим доступа: http://www.values-edu.ru/wp-content/uploads/2011/04/thesaurus-2005-05.pdf (дата обращения: 24.05.2018).

10. Кузьмінський А. І. Педагогіка : підручник. - 3-тє вид. - К. : Знання-Прес, 2008. - 447 с.

11. Михайлов А. А. Формирование компонентов культуры безопасности жизнедеятельности в социуме у студентов педагогического вуза [Электронный ресурс] // Научный журнал КубГАУ. - 2011. - № 68 (04). - Режим доступа: http://ej.kubagro.ru/2011/04/pdf/29.pdf (дата обращения: 24.05.2018).

12. Мошкин В. Н., Калачев Г. А. Воспитание культуры безопасности как педагогическое явление [Электронный ресурс] // Педагогический университетский вестник Алтая. - 2006. - № 2. - С. 26-38. - Режим доступа: https://www.altspu.ru/Journal/vestnik/ARHIW/N2_2006/pdf/pvs/mvn1.pdf (дата обращения: 24.05.2018).

13. Мухаметзянова Ф. Ш., Шайхутдинова Г. А. Инновационные принципы в подготовке педагогов профессионального обучения [Электронный ресурс] // Казанский педагогический журнал. - 2012. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-printsipy-v-podgotovke-pedagogov-professionalnogo-obucheniya (дата обращения: 24.05.2018).

14. Основы, принципы и методы системы воспитания и обучения Сухомлинского. Педагогика доброты и человечности / сост. Г. Д. Глейзер. - М. : Амрита, ИД Шалвы Амонашвили, 2017. - 320 с.

15. Павелко Н. Н. Культурологическая парадигма теории профессионально-педагогической культуры преподавателя высшей школы : дис.. д-ра культурологических наук. - Краснодар, 2004. - 441 c.

16. Педагогический словарь / под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. - М. : Издательский центр «Академия», 2008. - 352 с.

17. Поваляева М. А. Интеграция образования в высшей школе // Интеграция образования. - 2004. - № 1. - С. 75-77.

18. Подласый И. П. Педагогика : учебник. - М. : Высшее образование, 2007. - 540 с.

19. Профессиональный стандарт «Специалист в области охраны труда» [Электронный ресурс] // Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2014 г. № 524н. - Режим доступа: https://ohranatruda.ru/upload/medialibrary/5ac/ps_spetsialist-v-oblasti-okhrany-truda.pdf (дата обращения: 24.05.2018).

20. Сластенин В. А., Подымова Л. С. Педагогика: инновационная деятельность. - М. : ИЧП «Издательство Магистр», 1997. - 224 с.

21. Словарь педагогического обихода / под ред. проф. Л. М. Лузиной. - Псков : ПГПИ, 2003. - 71 с.

22. Смирнов А. Т. Здоровый образ жизни и безопасность человека [Электронный ресурс] // Технологии гражданской защиты. - 2004. - С. 97-99. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/zdorovyy-obraz-zhizni-i-bezopasnost-cheloveka (дата обращения: 24.05.2018).

23. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.03.01 Техносферная безопасность [Электронный ресурс] // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 21 марта 2016 г. № 246 с изменениями и дополнениями от 13 июля 2017 г. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvob/200301_B_15062018.pdf (дата обращения: 24.05.2018).

24. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 20.04.01 Техносферная безопасность [Электронный ресурс] // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 марта 2015 г. № 172. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvom/200401.pdf (дата обращения: 24.05.2018).

25. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. - 7-е изд. - М. : Издательство «Республика», 2001. - 719 с.

26. Цибизова Т. Ю. Интеграция науки и образования как элемент системы непрерывного профессионального образования // Интеграция образования. - 2011. - № 4. - С. 25-29.

27. Чудинова Л. Е. Формирование мотивации на здоровый образ жизни // Образование. Карьера. Общество. - 2013. - № 3 (39). - С. 35-36.


Для цитирования:


Абильтарова Э.Н. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ БЕЗОПАСНОСТИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПО ОХРАНЕ ТРУДА. Педагогическое образование в России. 2018;(10):76-84.

For citation:


Abil’Tarova E.N. PRINCIPLES OF FORMATION OF SAFETY CULTURE OF PROFESSIONAL ACTIVITY AMONG FUTURE LABOR PROTECTION SPECIALISTS. Pedagogical Education in Russia. 2018;(10):76-84. (In Russ.)

Просмотров: 1


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)