Preview

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ТЕКСТА

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается актуальная для современной системы образования проблема формирования метапредметных результатов учащихся. Предлагается решать проблему при помощи универсального средства - учебного текста. Автор анализирует формулировку «учебного текста», обращает внимание на терминологическую путаницу и на практику определений понятия исследователями, исходящими из разных оснований. Чтобы формировать у учащихся метапредметные образовательные результаты, представляется важным создать единое представление об учебном тексте, которое будет характерно для школьных предметов различной научной направленности. Поэтому в результате проведенного анализа исследований по проблеме была предпринята попытка систематизировать подходы при определении «учебного текста». В результате чего разрабатывается следующая классификация: философский, личностный, структурный, деятельностный подходы. В основу метапредметного понимания учебного текста кладутся важные для него личностный и деятельностный подходы. В работе проводится сравнительный анализ общих функций ориентировки учебного текста (предметной, ценностной, инструментальной) и структуры метапредметности (умение организовывать деятельность, сама деятельность, приемы, используемые в деятельности). Исходя из сравнительных данных, мы делаем вывод о том, что учебный текст обладает метапредметными характеристиками. Также рассматривается метапредметный потенциал учебного текста, содержащийся в их типологическом, видовом и функциональном разнообразии. Упоминаются метахарактеристики учебного текста: культуроориентированность, диалогичность, интертекстуальность, межпредметность, полиинформативность, полифункциональность. Итогом проделанной работы становится определение учебного текста, сформулированное с позиций метапредметного подхода. Таким образом, на теоретическом уровне было доказано, что учебные тексты являются метапредметной категорией, обладают метапредметным компонентом содержания и способны формировать у учащихся метапредметные образовательные результаты. На практическом уровне были рассмотрены учебники для 5 класса по русскому языку и биологии с целью определения в них метапредметного компонента учебного текста. Определено, что в учебниках русского языка и биологии методический аппарат по формированию у учащихся метапредметных образовательных результатов при помощи учебных текстов представлен крайне слабо. Найденное противоречие между теоретическими запросами формирования у учащихся метапредметных образовательных результатов посредством учебных текстов и отсутствием практической возможности реализовать этот запрос требует разрешения в науке и практике современного образования

Об авторе

С. В. Дмитриева
ГБОУ СОШ № 230 с углубленным изучением химии и биологии
Россия


Список литературы

1. Александров Е. П. Учебный текст и текстовая деятельность в образовательном процессе // Вестник Таганрогского института управления и экономики. - 2015. - № 2. - С. 130-136.

2. Александров Е. П. Учебный текст: опыт дефиниции и типологического анализа [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ealeksandrov.ucoz.ru/publ/intencionalnaja_pelagogika/nauchnye_stati/ uchebnyj_tekst_opyt_definicii_i_tipologicheskogo_analiza/3-1-0-3.

3. Белова С. В. Урок смыслодеятельности в системе гуманитарно-антропологического образования [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.rcde.ru/method/987.html.

4. Гельфман Э. Г., Холодная М. А. Психодидактика школьного учебника. Интеллектуальное воспитание учащихся. - М. ; СПб. : Питер, 2006. - 383 с.

5. Гендина Н. И. Учебный текст и его разновидности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://pandia.ru/text/77/304/32260.php.

6. Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Как учить работать с книгой. - М. : Мой учебник, 2007. - 255 с.

7. Доблаев Л. П. Смысловая структура учебного текста и проблемы его понимания. - М. : Педагогика, 1982. - 176 с.

8. Дридзе Т. М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. Проблемы семиосоциопсихологии. - М. : Наука, 1984. - 268 с.

9. Зуев Д. Д. Школьный учебник. - М. : Педагогика, 1983. - 240 с.

10. Карпенко М. П. Когномика. - М. : СГА, 2009. - 225 с.

11. Кичева И. В. Словарь актуальных терминов педагогики. - Пятигорск : Пятигорский государственный лингвистический университет, 2012. - 212 с.

12. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Педагогический словарь. - М. : Academia, 2000. - 173 с.

13. Кузнецова Н. А. Дидактические проблемы понимания учебного текста старшеклассниками (на материале гуманитарных предметов) : автореф. дис. … канд. пед. наук : 13.00.01. - Барнаул, 1998. - 20 с.

14. Кулюткин Ю. Н. Анализ функциональных стилей учебного текста // Проблемы школьного учебника. - 1977. - Вып. 5. - С. 91-97.

15. Максаковский В. П. Учебник нового поколения // Проблемы школьного учебника. - М. : Просвещение, 1991. - Вып. 20. - С. 69-71.

16. Микк Я. А. Оптимизация сложности учебного текста. - М. : Просвещение, 1981. - 119 с.

17. Обласова Т. В. Специфика отбора учебных текстов для развития учебно-информационных умений школьников в процессе изучения литературы // Известия РГПУ. - 2012. - № 150. - С. 41-49.

18. Озеркова И. А. Конструирование учебного текста в дистанционном обучении // Эйдос. - 2010. - 30 октября. - Режим доступа: http://www.eidos.ru/journal/2010/1030-02.htm.

19. Пасечник В. В. Биология. Бактерии, грибы, растения. 5 класс : учебник. - М. : Дрофа, 2017. - 141 с.

20. Педагогический энциклопедический словарь / гл. ред. Б. М. Бим-Бад. - М. : Большая российская энциклопедия, 2009. - 527 с.

21. Российская педагогическая энциклопедия : в 2-х томах. - М., 1999. - Т. 2, М-Я. - 670 с.

22. Русский язык. 5 класс : учебник / под ред. М. М. Разумовской, П. А. Леканта. - М. : Дрофа, 2016. - 317 с.

23. Сабинина А. А. Учебный текст: структура и прагматика // Известия РГПУ. - 2009. - № 97. - С. 222-225.

24. Селиверстова Е. Н. Развивающая функция обучения в аспекте технологического подхода к организации учебного процесса // Основные тенденции развития современного образования : материалы международной конференции : в двух томах / под ред. В. А. Мясникова. - М., 2002. - Т. 2. - С. 305-310.

25. Сидоренков В. А. Формирование общеучебных умений текстовосприятия на уроках русского языка // Русский язык в школе. - 1997. - № 2. - С. 8-14.

26. Сохор А. М. Логическая структура учебного материала. - М. : Педагогика, 1974. - 192 с.

27. Федоров Б. И. Учебная информация как средство обучения и развития интеллекта [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ecsocman.hse.ru/data/2010/11/14/1214796423/%D0%B8%D0% BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F.pdf.

28. Яровова Т. В. Словарь педагогических терминов. - Одинцово : АНОО ВПО ОГИ, 2013. - 314 с.


Для цитирования:


Дмитриева С.В. МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ КОМПОНЕНТ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ТЕКСТА. Педагогическое образование в России. 2018;(10):67-75.

For citation:


Dmitrieva S.V. METASUBJECT COMPONENT OF THE CONTENT OF LEARNING TEXT. Pedagogical Education in Russia. 2018;(10):67-75. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)