Preview

ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА РОДИНЫ В ВОСПРИЯТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Полный текст:

Аннотация

Формирование образа Родины у подрастающего поколения является одной из актуальных проблем в процессе социального познания. Каждый возрастной период в этом процессе имеет собственную специфику (когнитивную, эмоциональную, поведенческую), которую необходимо учитывать при выстраивании соответствующей педагогической деятельности. Особое место в этом процессе занимает вербализация, которая в дошкольном периоде выполняет не только инструментальную, но и субстанциальную - формирующую, развивающую - роль. Сложность вербализации образа родины у детей дошкольного возраста заключается в том, что столь значимое для социального развития ребенка понятие, как Родина, оказывается не связанным с конкретными понятиями и явлениями в непосредственном окружении дошкольника. Следовательно, вербализация образа Родины должна осуществляться в специально организованной, методически продуманной знаково-символической деятельности. Знаками и символами, детализирующими, закрепляющими и одновременно расширяющими представления детей о стране, в которой они живут, могут стать: народные игрушки, соответствующие сказки и сказы, сюжеты об истории, быте, культуре россиян, встречи с интересными людьми из ближайшего к ребенку микросоциума, виртуальные путешествия в города России и т. д. Продуктивность такой работы напрямую связана с определенными рекомендациями: необходимость детализации изучаемого объекта или сюжета (декомпозиция и композиция; от конкретного к абстрактному); проявление эмпатии к субъекту и объекту постигаемого, ориентация на аккумулирующий эффект занятий, интеграция различных видов деятельности (игровая, коммуникативная, изобразительная двигательная), обогащение словаря дошкольников и др. В процессе такой тематической вербализации - акцентирующей, конструирующей, эмоционально и деятельностно насыщенной - формируется образ Родины, который связан с конкретными и понятными ребенку событиями, людьми, историями, достопримечательностями, что является основой формирования ценностного отношения к своей стране.

Об авторе

Е. В. Коротаева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Список литературы

1. Боброва Е. С. Особенности вербализации пространственных отношений дошкольниками с интеллектуальной недостаточностью и с сохранным интеллектом // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 54. - С. 302-305.

2. Выготский Л. С. Психология. - М. : Изд-во «ЭКСМО-Пресс», 2000. - 1008 с.

3. Галеева Е. В., Галкина И. А. Развитие эмоциональных представлений и овладение вербализацией детьми в дошкольном возрасте // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия : Педагогика, психология. - 2015. - № 1 (20). - С. 225-227.

4. Ильин Г. Л. О вербализации современного образования // Школьные технологии. - 2011. - № 4. - С. 3-9.

5. Карелина И. О. Развитие у детей восприятия, понимания и вербализации эмоциональных состояний : учебное пособие. - Ярославль : ГОУ ВПО «Ярославский гос. пед. ун-т им. К. Д. Ушинского», 2008. - 59 с.

6. Коротаева Е. В., Белоусова С. С. Патриотическое воспитание дошкольников: к вопросу программного обеспечения // Вестник Тверского государственного университета. Серия : Педагогика и психология. - 2017. - С. 142-149.

7. Кудрина Н. А. О трех ракурсах рассмотрения проблем формирования и вербализации научного концепта // Вестник ТГУ. - 2009. - № 6 (74). - С. 245-250.

8. Куприева И. А. Инструментальная роль психических процессов в исследовании проблем вербализации действительности [Электронный ресурс] // Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 1. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=11897 (дата обращения: 06.07.2018).

9. Медникова Л. С., Пекишева Е. В. Особенности вербализации представлений об окружающем у дошкольников с задержкой психического развития (на примере вербального ассоциирования) // Дефектология. - 2013. - № 1. - С. 40-48.

10. Ребер А. Большой психологический словарь. - М. : ООО «Изд-во АСТ» ; Изд-во «Вече», 2001. - Т. 1. - 592 с.

11. Ребер А. Большой психологический словарь. - М. : ООО «Изд-во АСТ» ; Изд-во «Вече», 2001. - Т. 2. - 560 с.

12. Рудестам К. Групповая психотерапия. - СПб. : Питер Ком, 1998. - 384 с.

13. Сапогова Е. Е. Ребенок и знак. Психологический анализ знаково-символической деятельности дошкольника. - Тула : Приок. кн. изд-во, 1993. - 264 с.

14. Цветков А. В. Об универсальной структуре знаково-символической деятельности // Известия РГПУ им. А. И. Герцена. - 2008. - № 11 (75). - С. 266-272.

15. Щукин А. Н. Лингвистический энциклопедический словарь : более 2000 единиц. - М. : Астрель ; АСТ : Хранитель, 2007. - 746 с.


Для цитирования:


Коротаева Е.В. ВЕРБАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗА РОДИНЫ В ВОСПРИЯТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Педагогическое образование в России. 2018;(10):61-66.

For citation:


Korotayeva E.V. VERBALIZATION OF THE IMAGE OF MOTHERLAND AS PERCEIVED BY PRESCHOOL CHILDREN. Pedagogical Education in Russia. 2018;(10):61-66. (In Russ.)

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)