Preview

Модель процесса самореализации личности взрослого в художественной деятельности

Полный текст:

Аннотация

В данной статье поднимается проблема продуктивного старения, обосновывается самореализация личности взрослого как путь развития человеческой природы и художественная деятельность как способ развития человеческой природы, обладающий образовательными и оздоровительными ресурсами. Для раскрытия сущности процесса самореализации в образовании автор использует метод педагогического моделирования. Сначала моделируется один цикл самореализации личности взрослого в художественной деятельности, а затем предлагается к рассмотрению методико-технологическая разработка ресурсов одного из видов художественной деятельности - изобразительной. Теоретическими предпосылками для моделирования являются: теории самоактуализации А. Маслоу, К. Роджерса, теория мотивации А. Маслоу; техника «активного воображения», предложенная К. Г. Юнгом. Модель циклического процесса самореализации личности взрослого в художественной деятельности включает в себя следующие тезисы: о значении антропологического подхода при определении структуры человеческой природы; о начале движения по пути развития человеческой природы, которое начинается с того, что человек стремится прочувствовать взаимосвязь «тела-души»; об умеренном удовлетворении низших потребностей и обретении телесного и психологического здоровья, благодаря оздоровительному ресурсу художественной деятельности; об осознании взаимосвязи «разума-духа» и удовлетворении потребностей более высокого порядка, благодаря образовательным ресурсам художественной деятельности; о том, что удовлетворение высших потребностей имеет усиливающее значение для организма; о завершении движения по пути развития человеческой природы в позитивном ядре человеческого сознания, «Я», которое выступает подлинным целителем человеческой природы. В заключение представлены направления для дальнейшего исследования намеченной образовательной проблемы.

Об авторе

О. Н. Чигинцева
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Станция юных техников»
Россия


Список литературы

1. Гершунский Б. С. Концепция самореализации личности в системе обоснования ценностей и целей образования [Электронный ресурс]. - М. : Научная цифровая библиотека Portalus.ru, 23 октября 2007. - Режим доступа: http://portalus.ru/modules/shkola/rus_readme.php?subaction=showfull&id= 1193142208&archive=1195596785&start_from=&ucat=& (дата обращения: 03.05.2018).

2. Демографическое старение в России [Электронный ресурс] // Демографическое старение. - Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Демографическое_старение#Демографическое_старение_ в_России (дата обращения: 17.08.18).

3. Ермак Н. А. Педагогическая поддержка качества жизни людей пожилого возраста средствами художественного творчества : автореф. дис. … д-ра пед. наук. - Ростов-на-Дону, 2009. - 53 с.

4. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения : в 2-х т. - М. : Педагогика, 1982. - Т. 2. - 576 с.

5. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. - СПб. : Речь, 2007. - 256 с.

6. Ливехуд Б. Кризисы жизни - шансы жизни. Развитие человека между детством и старостью / пер. с нем. Э. М. Радской. - Калуга : Духовное познание, 2012. - 224 с.

7. Маслоу А. Г. Мотивация и личность. - СПб. : Питер, 2011. - 352 с.

8. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике. - М. : Высш. шк., 2004. - 512 с.

9. Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. - М. : Прогресс, 1994. - 480 с.

10. Сидон Л. М. Метод определения новизны модели как результата педагогических исследований // Социально-экономическая эффективность результатов исследований молодых ученых в области образования. - М. : Директ-Медиа, 2014. - С. 46-50.

11. Ушинский К. Д. Собрание сочинений : в 11 т. - М. - Л. : Академия пед. наук РСФСР, 1950. - Т. 8. - 776 с.

12. Франкл В. По ту сторону самореализации и самовыражения // Воля к смыслу. - М. : Институт общегуманитарных исследований, 2015. - 144 с.

13. Юнг К. Г. Трансцендентная функция // Сознание и бессознательное : сб. - СПб. - М. : Университетская книга, 1997. - 544 с.

14. Яфальян А. Ф. Формирование у детей эстетического отношения к человеку в процессе самовыражения. - М. : Искусство и образование, 2011. - 275 c.

15. Bühler Ch. Genetic aspects of the self // Fundamentals of psychology of the self. - Annals of the New York Academy of Sciences. - N.Y., 1962. - Vol. 96. - Art. 3.


Для цитирования:


Чигинцева О.Н. Модель процесса самореализации личности взрослого в художественной деятельности. Педагогическое образование в России. 2018;(10):54-60.

For citation:


Chigintseva O.N. THE MODEL OF THE PROCESS OF SELF-REALIZATION OF THE PERSONALITY OF ADULT IN THE ARTISTIC ACTIVITY. Pedagogical Education in Russia. 2018;(10):54-60. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)