Preview

РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСКОЙ ССР: ЦЕННОСТНО-КРИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА

Полный текст:

Аннотация

В статье представлен положительный опыт развития школьного образования в советской республике Казахстан как актуальный в контексте развивающегося сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Казахстан, государствами-соседями, идущего на современном этапе под лозунгом «Россия и Казахстан - стратегические партнеры». В быстро меняющихся исторических условиях знания и профессиональные навыки выступают как ключевые качества современной системы образования, а образованный народ как величайшая ценность государства. В связи с этим сделан краткий экскурс в историю вхождения казахских народов в состав Российской империи, показано состояние образования на территории Казахстана в начале XX века. С учетом роли образования в развитии личности, общества и государства, роли общеобразовательной школы как базовой структуры всей культуры, охарактеризованы основные принципы советского образовательного законодательства на примере советских Конституций и Закона СССР от 19.07.1973 г. Приведены исторические факты, характеризующие процесс развития образования в советском Казахстане как организованный и последовательный. Приведены статистические данные о грамотности населения, количественном росте школ, ученических контингентов, численности учителей в советском Казахстане, что, в сравнении с соответствующими показателями по СССР и РСФСР, убедительно свидетельствует не только о целенаправленной образовательной политике в советском государстве в целом, но и об особом внимании к развитию образования в советских республиках. Создание современной и эффективной системы образования в Республике Казахстан на современном этапе базируется на историческом опыте развития этой сферы, в том числе - опыте ценностно-критического отношения к языковой политике. В Послании к народу Президента Казахстана Н. А. Назарбаева «“Стратегия «Казахстан - 2050”: новый политический курс состоявшегося государства» отмечается, что к русскому языку и кириллице должно относиться столь же бережно, как к казахскому языку.

Об авторах

З. И. Гузненко
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Н. М. Чучула

Россия


Список литературы

1. Бисенбаев А. К. Не вместе: Россия и страны Центральной Азии. - СПб. : Питер, 2011.

2. Дедков Н. М. Проблема учебника истории // Исторические исследования в России - II. Семь лет спустя / под ред. Г. А. Бордюгова. - М. : АИРО-XX, 2003.

3. Жуков В. И. Университетское образование: история, социология, политика. - М. : Академический проект, 2003.

4. Красовицкая Т. Ю. Модернизация российского образовательного пространства. От Столыпина к Сталину (конец XIX - начало (20-е годы) XX в.). - М. : Новый хронограф, 2011.

5. Кукушкин Ю. С., Чистяков О. И. Очерк истории Советской Конституции. - 2-е изд., доп. - М. : Политиздат, 1987.

6. Лиферов А. П. Россия и Казахстан : на пути к воссозданию единого образовательного пространства // Педагогика. - 2001. - № 7. - С. 84-93.

7. Мансуров Т. А. Приоритеты в Казахстанско-российских отношениях на рубеже столетия // Отечественная история. - 1999. - № 6. - С. 65-77.

8. Народное образование в СССР : сборник нормативных актов. - М. : Юрид. лит., 1987.

9. Народное образование, наука и культура в СССР. Статистический сборник. - М. : «Статистика», 1977.

10. Нейматов Я. Н. Образование в XXI веке: тенденции и прогнозы. - М. : Алгоритм, 2002.

11. Образовательное законодательство государств - участников СНГ и стран Балтии / сост.: Ю. А. Кудрявцев, И. Ю. Егорова, О. Л. Ворожейкина, В. Ф. Пугач, Л. Н. Тарасюк ; под ред. В. М. Сырых. - М. : Готика, 2003.

12. Педагогическая энциклопедия : в 4 т. / гл. ред. И. А. Каиров и Ф. Н. Петров. - М. : «Советская энциклопедия», 1965. - Т. 2.

13. Послание Президента Республики Казахстан - Лидера Нации Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Стратегия “Казахстан - 2050”: курс состоявшегося государства» (14 декабря 2012) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.akorda.kz/ … kazakhstan/ …/poslanie-prezidenta-respubliki-kazahstan-lidera-nacii-…

14. Российская империя: от истоков до начала XIX века. Очерки социально-политической и экономической истории / ИРИ РАН. - М. : «Русская панорама», 2011.

15. Сайтимова Т. Н. Система общего среднего образования в Казахстане: современное состояние и тенденции развития : автореф. …дис. … канд. пед. наук. - Волгоград, 2011.

16. Справочник директора школы. Сборник постановлений, приказов, инструкций и других руководящих материалов о школе / сост. М. М. Дейнеко. - Изд. 2-е. - М. : Госучпедгиз, 1955.


Для цитирования:


Гузненко З.И., Чучула Н.М. РАЗВИТИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В КАЗАХСКОЙ ССР: ЦЕННОСТНО-КРИТИЧЕСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО ОПЫТА. Педагогическое образование в России. 2018;(10):6-15.

For citation:


Guznenko Z.I., Chuchula N.M. DEVELOPMENT OF EDUCATION IN KAZAKH SOVIET SOCIALIST REPUBLIC: VALUE-ORIENTED CRITICAL UNDERSTANDING OF HISTORICAL EXPERIENCE. Pedagogical Education in Russia. 2018;(10):6-15. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)