Preview

АЛГОРИТМ ВЫБОРА ТЕМАТИКИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается алгоритм выбора темы и обоснования содержания творческих проектов учащихся, обучающихся в центрах творчества молодежи системы дополнительного образования. Показано, что процесс выбора темы и обоснования содержания творческих проектов представляет собой многофакторную оптимизационную задачу, предусматривающую в ходе выполнения учащимися творческого проекта достижение ряда социально-дидактических, учебно-познавательных и психолого-мотивационных целей, в условиях реально существующих ограничений по ресурсам времени выполнения проекта, информационно-методического и материально-технического обеспечения. При этом в качестве оценки творческой деятельности учащихся по выполнению проектов выступают сформированность творческих способностей учащихся в практической деятельности, новизна спроектированного / разработанного объекта, практическая и общественно значимая полезность и ценность спроектированного объекта, проявленный интерес учащегося к данному виду профессиональной деятельности, сформированная компетенция аргументации и презентации результатов своей проектной деятельности. Показано, что при выборе темы и обосновании содержания творческого проекта необходим анализ ресурсных возможностей и ограничений: по времени, информационно-методических, материально-технических, поскольку отсутствие или дефицит этих ресурсных возможностей порождает риски срыва проектной деятельности и психологического стресса у обучаемого. Показано, что в процессе выполнения творческого проекта взаимосвязи учащегося и педагога должны быть паритетными, взаимодополняющими на всех этапах выполнения творческого проекта, при этом предпочтение должно быть отдано обучаемому в виде предоставления свободы в выборе проекта, сроков выполнения, способов изготовления узлов и деталей, так как руководство должно быть мягким, ненавязчивым. В статье также описаны процедуры экспертной оценки по избранной теме творческого проекта.

Об авторах

А. И. Лисовская
Самарский государственный университет путей сообщения
Россия


Л. П. Овчинникова
Самарский государственный университет путей сообщения
Россия


В. Н. Михелькевич
Самарский государственный технический университет
Россия


Список литературы

1. Галицков С. Я., Михелькевич В. Н.Проектирование: технологии обучения : учеб. пособие. - Самара : СГАСУ, 2014. - 104 с.

2. Голованов В. П. Современное дополнительное образование детей: к вопросу о новой концепции развития // Евразийский образовательный диалог : мат-лы междунар. форума. - Ярославль : ГАОУ ЯОИРО, 2014. - С. 60-64.

3. Загвягинский В. И. Исследовательская деятельность педагога : учеб. пособие для студ. выс. учеб. завед. - М. : Академия, 2008. - 176 с.

4. Кравцов П. Г., Михелькевич В. Н. Выбор тематики, структуры и содержания выпускной квалификационной работы в условиях неопределенности // Сборник научных трудов междунар. конф. «Человек в условиях неопределенности». - Самара : СамГТУ, 2018. - Том 2. - С. 147-150.

5. Краснова В. В. Проектная деятельность в реализации ФГОС нового поколения // Юный ученый. - 2016. - № 6.1. - С. 31-33.

6. Лаборатория проектных методов в образовании (всероссийский проект) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--e1ahcccmfdikz5d1bm.xn--p1ai/ (дата обращения: 26.04.2018).

7. Лисовская А. И. Критерии выбора тематики проектов в условиях дополнительного образования детей // Молодой ученый. - 2018. - С. 79-82.

8. Лисовская А. И., Овчинникова Л. П., Михелькевич В. Н. Использование технологии «свободного труда» С. Френе в системе дополнительного образования // Казанская наука. - 2017. - № 11. - С. 179-182.

9. Михелькевич В. Н. Овчинникова Л. П., Лисовская А. И. Теоретико-методические основы организации проектной деятельности учащихся в центрах детского и юношеского творчества. - Самара : Самарский научный вестник. - 2017. - Т. 6. - № 1 (18). - С. 197-201.

10. Моргун Д. В., Орлова Л. М. Дополнительное образование детей в вопросах и ответах. - М. : ЭкоПресс, 2012. - 140 с.

11. Овчинникова Л. П. Проектная технология - эффективное направление интенсификации профессиональной подготовки студентов-заочников // Казанская наука. - 2013. - № 3. - С. 221-224.

12. Олейникова Л. Т. Дополнительное образование детей - потенциал воспитания // Молодой ученый. - 2010. - Т. 2. - № 1-2 (13). - С. 282-287.

13. Проектно-ориентированное обучение [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.bie.org/ (дата обращения: 26.04.2018).

14. Селевко Г. К. Технология свободного труда С. Френе // Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х томах. - М. : НИИ школьных технологий, 2006. - Т. 1. - С. 756-759.

15. Френе С. Избранные педагогические сочинения. - М. : Прогресс, 1990. - 304 с.


Для цитирования:


Лисовская А.И., Овчинникова Л.П., Михелькевич В.Н. АЛГОРИТМ ВЫБОРА ТЕМАТИКИ ТВОРЧЕСКИХ ПРОЕКТОВ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ. Педагогическое образование в России. 2018;(9):138-143.

For citation:


Lisovskaya A.I., Ovchinnikova L.P., Mikhel’Kevich V.N. THE ALGORITHM FOR CHOOSING THE SUBJECT MATTER AND THE CONTENT OF STUDENTS’ CREATIVE PROJECTS AT SUPPLEMENTARY EDUCATION ESTABLISHMENTS. Pedagogical Education in Russia. 2018;(9):138-143. (In Russ.)

Просмотров: 3


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)