Preview

Педагогическое образование в России

Расширенный поиск

ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Полный текст:

Аннотация

В статье описываются результаты исследования жизнестойкости подростков с тяжелыми нарушениями речи (ТНР). Выбор лиц с тяжелыми нарушениями речи обусловлен, прежде всего, высокой представленностью этой категории детей и подростков в популяции и возможностью успешной социализации и интеграции их в общество. Всего в работе приняли участие 46 подростков (34 юноши и 11 девушек), обучающихся в школе, реализующей адаптированные основные общеобразовательные программы. В исследовании использованы: модифицированный тест жизнестойкости Мадди (в адаптации Д. А. Леонтьева, Е. И. Рассказовой); личностный опросник Г. Айзенка (EPI); методика диагностики самооценки личности Дембо-Рубинштейн (в модификации А. М. Прихожан); опросник «Способы совладающего поведения» (ССП) Р. Лазаруса и С. Фолкман (в адаптации Л. И. Вассермана). Такие психологические корреляты жизнестойкости, как самооценка и притязания, экстраверсия - нейротизм, способы совладающего поведения применяются для уточнения специфики проявления жизнестойкости у испытуемых. Выявлено, что при низком уровне жизнестойкости подростков с ТНР, редко проявляется такой способ совладающего поведения, как «Дистанцирование». У подростков с ТНР, имеющих высокий уровень жизнестойкости обнаружен фактор, объединяющий жизнестойкость, «Вовлеченность» и шкалу «Признание» уровня самооценки, что, возможно, указывает на способность подростков с ТНР легче сверстников справляться с трудностями. В общей выборке респондентов найдена отрицательная связь между жизнестойкостью и стратегией «Избегание». В целом, подростки с ТНР по усредненным показателям жизнестойкости, контроля и принятия риска демонстрируют результаты, соответствующие нормативным показателям, однако определена необходимость обучать подростков с ТНР преодолевать, правильно относиться к получаемому опыту, накапливать уверенность в своих силах и осваивать адаптивные способы совладающего поведения.

Об авторах

Л. В. Токарская
Уральский федеральный университет им. первого президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Т. Р. Тенкачева
Уральский государственный педагогический университет
Россия


Д. И. Григорьева
Уральский федеральный университет им. первого президента России Б. Н. Ельцина
Россия


Список литературы

1. Вершловский С. Г., Матюшкина М. Д. Функциональная грамотность выпускников школ // Социологические исследования. - 2007. - № 5. - С. 98-102.

2. Волковская Т. Н., Юсупова Г. Х. Психологическая помощь дошкольникам с общим недоразвитием речи. - Изд. 7-е. - М. : Книголюб, 2007. - 402 с.

3. Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Логопсихология : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М. : Академия, 2006. - 320 с.

4. Лауткина С. В. Логопсихология : учеб.-метод. пособие. - Витебск : УО «ВГУ им. П. М. Машерова», 2007. - 394 с.

5. Лебедева А. А. Качество жизни лиц с ограниченными возможностями здоровья: от средового подхода к личностному // Культурно-историческая психология. - 2012. - № 1. - С. 34-39.

6. Левина Р. Е. К психологии детской речи в патологических случаях (автономная детская речь). - М. : Наука, 1936. - 287 с.

7. Леонтьев Д. А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. - М. : Смысл, 2006. - 65 с.

8. Малышев И. В. Взаимосвязь социальной приспособленности и преодолевающего поведения // Известия Саратовского университета. - 2016. - № 3. - Т. 16. - С. 34-37.

9. Методика для психологической диагностики способов совладания со стрессовыми и проблемными для личности ситуациями / Л. И. Вассерман, Б. В. Иовлев, Е. Р. Исаева, Е. А. Трифонова, О. Ю. Щелкова, М. Ю. Новожилова, А. Я. Вукс ; под общ. ред. Л. И. Вассерман. - СПб. : Психоневрологический институт им. В. М. Бехтерева, 2009. - 39 с.

10. Подготовка детей-инвалидов к семейной и взрослой жизни : пособие для родителей и специалистов / под ред. Е. Р. Ярской-Смирновой. - Саратов : Научная книга, 2007. - 203 с.

11. Рубинштейн С. Я. Экспериментальные методики патопсихологии. - М. : ЭКСМО-Пресс, 1999. - 448 с.

12. Сирота Н. А., Соболев В. А., Давыдова И. А. Совладающее поведение больных шизофренией как стратегия адаптации/дезадаптации к «ситуации заболевания» [Электронный ресурс] // Клиническая и медицинская психология: исследования, обучение, практика : электрон. науч. журн. - 2013. - № 2 (2). - Режим доступа: http://medpsy.ru/climp (дата обращения: 06.10.2016).

13. Совладающее поведение: современное состояние и перспективы / под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. - М. : Интитут психологии РАН, 2008. - 286 с.

14. Социальная психология : учеб. пособие / отв. ред. А. Л. Журавлев. - М. : ПЕР СЭ, 2002. - 416 с.

15. Суходольский Г. В. Основы психологической теории деятельности. - М. : ЛКИ, 2008. - 303 с.

16. Шиляев В. А. Совладающее поведение у лиц с ограниченными возможностями здоровья с разными типами отношения к болезни // Вестник Пермского университета. - 2016. - № 3 (27). - С. 115-121.


Для цитирования:


Токарская Л.В., Тенкачева Т.Р., Григорьева Д.И. ИССЛЕДОВАНИЕ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ ПОДРОСТКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ. Педагогическое образование в России. 2018;(9):121-130.

For citation:


Tokarskaya L.V., Tenkacheva T.R., Grigorieva D.I. RESILIENCE OF TEENAGERS WITH SEVERE SPEECH PATHOLOGY. Pedagogical Education in Russia. 2018;(9):121-130. (In Russ.)

Просмотров: 9


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)