Preview

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ, СОСТОЯНИЕ И РИСКИ

Полный текст:

Аннотация

В статье кратко представлена в историческом аспекте динамика отношения общества и государства к людям с отклонениями в развитии. Авторы стремились сопоставить и охарактеризовать основные виды обучения людей с особыми образовательными потребностями в современных условиях отечественного образования. Проведена систематизация разных подходов к исследованию сущностных характеристик обучения лиц с особыми образовательными потребностями. Выявлены основные тенденции развития инклюзивного образования в России. Установлены наиболее распространенные проблемы внедрения интегрированного обучения в образовательную организацию. Авторы приходят к выводу, что проблема отношения общества и государства к людям с отклонениями в развитии была актуальна на всех этапах функционирования отечественной системы образования. Развитие инклюзивного образования в России должно реализовываться постепенно и основываться на планировании и реализации системы последовательных мер, обеспечивающих соблюдение требований к организации этой деятельности. Недопустимым является формальный подход в данном вопросе, выражающийся в закрытии специальных (коррекционных) учреждений и фактически безальтернативном переводе детей с особыми образовательными потребностями в образовательные организации общего типа. Необходимо в образовательной организации создать необходимые условия для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и построить образовательное пространство так, чтобы оно соответствовало различным потребностям всех обучающихся.

Об авторе

Н. А. Максимова
Кузбасский региональный институт развития профессионального образования
Россия


Список литературы

1. Алёхина С. В. Развитие инклюзивного образования в России // Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы : мат-лы Респуб. науч.-практ. конф. - Уфа : Изд-во БГПУ, 2012. - 202 с.

2. Антропова Ю. Ю. Моделирование системы оказания специальной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в Уральском регионе: На примере Свердловской области [Электронный ресурс] : автореф. дис.. канд. пед. наук. - Екатеринбург, 2003. - 24 с. - Режим доступа: https://dlib.rsl.ru/ viewer/01002654940#?page=1 (дата обращения: 12.10.2017).

3. Дакарские рамки действий [Электронный ресурс] : приняты Всемирным форумом по образованию Дакар, Сенегал, 26-28 апреля 2000 г. - Режим доступа: http://unesdoc.unesco.org/ images/0012/001211/121147r.pdf (дата обращения: 12.10.2017).

4. Конвенция о правах инвалидов от 13 декабря 2006 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://base.garant.ru/2565085 (дата обращения: 12.10.2017).

5. Кулагина Е. В. Кризис специального образования для учащихся с инвалидностью [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.edit.muh.ru/content/ conf/Kulagina.htm (дата обращения: 10.02.2017).

6. Ляпкина Н. А., Севастьянова С. К. Педагогические особенности инклюзивного образования в высшей школе (на примере РИИ АлтГТУ) // Мир науки, культуры, образования. - 2016. - № 1 (56). - С. 148-151.

7. Малофеев H. H. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. - М. : Просвещение, 2009. - 319 с.

8. Малофеев H. H. Специальное образование в России и за рубежом. - М. : Печатный двор, 1996. - Ч. 1 : Западная Европа. - 182 с.

9. Малофеев H. H. Становление и развитие государственной системы специального образования в России : автореф. дис.. д-ра пед. наук. - М., 1996. - 81 с.

10. Малофеев H. H. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной системы помощи детям с особыми проблемами // Дефектология. - 1997. - № 6. - С. 3-10.

11. Малофеев Н. Н. Особый ребенок - вчера, сегодня, завтра // Образование и психолого-педагогическая помощь детям с ограниченными возможностями здоровья в XXI веке. - М., 2007. - С. 80.

12. Малофеев Н. Н. Почему интеграция в образовании закономерна и неизбежна [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://inclusion.vzaimodeystvie.ru/wp-content/uploads/2010/0 (дата обращения: 12.10.2017).

13. Назарова Н. М. Интегрированное (инклюзивное) образование: генезис и проблемы внедрения // Социальная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 77-88.

14. Перевозникова И. В. Специальное образование в России: история, современность и правовые основы // Вестник Томского гос. пед. ун-та. - 2012. - Вып. 5. - С. 103-109.

15. Садова Е. М. Возможности инклюзивного образования в формировании управленческой компетентности руководителя школы-интерната [Электронный ресурс] // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2016. - Т. 11. - С. 836-840. - Режим доступа: http://e-koncept.ru/2016/86181.htm (дата обращения: 14.01.2017).

16. Саламанская декларация и рамки действий по образованию лиц с особыми потребностями, принятые Всемирной конференцией по образованию лиц с особыми потребностями: доступ и качество, Саламанка, Испания, 7-10 июня 1994 года [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.un.org/ russian/documen/ declarat/salamanka.pdf (дата обращения: 14.01.2017).

17. Система М. Монтессори: теория и практика : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. Г. Сорокова. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. - 384 с.

18. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons (дата обращения: 12.10.2017).

19. Цыренов В. Ц. Социализация и инкультурация детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных организациях разных типов и видов [Электронный ресурс] : автореф. дис. … д-ра пед. наук. - М., 2015. - 43 с. - Режим доступа: http://www.mpsu.ru/sites/default/files/u903/diss/cyrenov/ autoref_cyrenov.pdf (дата обращения: 12.10.2017).

20. Янчесова Ю. М. Монтессори-педагогика история и современность [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ua.coolreferat.com/Монтессори_-педагогика_история_и_современность_часть=2 (дата обращения: 12.10.2017).


Для цитирования:


Максимова Н.А. ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ: ИСТОРИЯ, СОСТОЯНИЕ И РИСКИ. Педагогическое образование в России. 2018;(9):113-120.

For citation:


Maksimova N.A. INCLUSIVE EDUCATION IN RUSSIA: HISTORY, STATUS, AND RISKS. Pedagogical Education in Russia. 2018;(9):113-120. (In Russ.)

Просмотров: 2


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 2079-8717 (Print)